Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 22:45, курсовая работа
Актуальность исследования проблем экономического риска в современной российской экономической науке возрастает по следующим причинам:
вопрос недостаточно исследован в отечественной литературе. Очень сложно внедрять что - либо в хозяйственную практику, если существует дефицит теоретических разработок проблемы
принципиальные изменения произошли в продуктивной и инновационной деятельности в стране. Широкое развитие получило частное предпринимательство. Возникли и продолжают создаваться акционерные и частные предприятия, банки, фонды, биржи и другие коммерческие структуры, многие из которых появляются в нашей стране впервые.8
Экономические риски: истоки и сущность
Риск как экономическая категория, его сущность
Виды рисков и причины их возникновения
Экономические риски в управлении финансами
Риск-менеджмент в процессе управления рисками
Методы оценки и управления рисками
Финансовые инструменты управления рисками
Экономические риски в современном мире
Новые риски посткризисного мира
Уроки кризиса: новая система управления рисками
Этот пример показывает, что, когда разные направления деятельности находится под общим «корпоративным зонтом», риск каждого направления разделяют все остальные. В случае с Salomon это сочетание направлений продолжало разрушать стоимость компании, пока методами финансовой инженерии не была создана дочерняя компания с рейтингом ААА, что позволило успешно разделить совместную структуру капитала.
Пример с банком Salomon Brothers подчеркивает также, что факторы риска пронизывают все основные решения компании. Изменяя свою бизнес стратегию, компания соответственно меняет риск-профиль, таким образом, создавая или разрушая стоимость. Риск-менеджмент почти всегда связан с альтернативами. Иногда эта альтернатива между издержками снижения конкретного риска и выгодам этого снижения; в других случаях это распределение риска между направлениями деятельности компании. Решения в области риск-менеджмента должны приниматься на уровне всей компании, так как последствия управления любым конкретным риском влияют на ее стоимость.27
Рассмотрим процесс управления различными видами рисков. Управление риском не может рассматриваться как одномоментное решение или действие, пусть даже детально проработанное и обоснованное. В случае быстро изменяющихся условий функционирования бизнеса такая статическая точка зрения противоречила бы принципу результативности. Поэтому управление риском представляет собой динамический процесс. Прежде чем начать поэтапный разбор процесса управления рисками, том случае если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым компания регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.
Предполагается, что вероятность дефолта со стороны сразу нескольких покупателей (заемщиков) довольна низка, поэтому в качестве основного показателя рассматривается объем убытков на одного клиента.
В мировой практике максимальный размер кредитного риска на одного клиента варьируется в пределах 15-25 % от собственного капитала компании. Каждая компания выбирает для себя эту величину в зависимости от отношения к риску. Если у компании большое количество клиентов, то устанавливается граница стоимости сделки, ниже которой она считает нецелесообразным управлять риском.
После
определении максимально
Риск – класс устанавливается на основе рассчитанного итогового балла оценки клиента. Каждое предприятие разрабатывает свою шкалу, в которой итоговому баллу соответствует определенный риск-класс. Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может варьироваться от максимально возможного до нуля.
Таким Образом, определенному риск-классу соответствует определенный размер лимита. Чем выше риск – класс, тем ниже вероятность дефолта со стороны покупателя и тем больший кредитный лимит ему будет установлен.
Рассмотрим пример. Оценка эффективности управления кредитными рискам в компании «Аэрофлот» осуществляется на основании двух ключевых показателей: соотношения объема убытков от разорений агентов к выручке, получаемой от продажи агентами авиаперевозок (loss/profit); соотношение кредитного риска, принимаемого на себя компанией, к выручке, получаемой от продажи агентами авиаперевозок (risk/profit). В данном случае динамика показателя risk/profit показывает изменение потенциальных потерь компании, loss/profit – фактических.
Исходя из стратегии, реализуемой на рынке, компания определяет для себя приемлемое соотношение убытков (риска) к получаемому доходу. Если объем убытков превращает установленный компанией уровень либо динамика loss/profit ухудшается, то принимаются мер, направленные как на снижение общего риска и убытков компании, так и в отношении группы контрагентов.
Основным
инструментом для снижения кредитного
риска стало использование
Для эффективного управления кредитными рисками недостаточно установить кредитные лимиты для клиентов: необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, периодически корректировать рейтинговые таблицы и пересматривать установленные лимиты. Делать это целесообразно раз в квартал либо при наступлении любого значительного события, которое прямо или косвенно может повлиять на кредитоспособность клиента.
Теперь рассмотрим в общих чертах процесс управление рыночными рисками. Управление рыночными рисками, как и кредитными, осуществляется с помощью системы лимитов. Иными словами, при реализации продукции, формировании валютного или инвестиционного портфеля вероятные максимальные потери не должны превышать установленных лимитов.
При определении лимитов за основу берется максимально допустимый единовременный размер потерь, который не повлечет за собой нарушения нормальной деятельности компании. Размер возможных потерь по конкретному активу компании( готовая продукция, валютные портфели, инвестиционные портфели) подверженному влиянию рыночного риска, может быть определен как на основании «исторического» анализа , так и путем экспертных оценок. При управлении рыночными рисками можно установить следующие виды лимитов:
Рассмотрим следующий пример. Рассчитаем лимит на сумму сделки по реализации продукции. По условиям сделки компания должна поставить продукцию покупателю через несколько месяцев после заключения договора по заранее оговоренной цене.
Капитал компании составляет 100 млн. долл. США; максимально допустимый утвержденный размер единовременных потерь компании – 20% от капитала, то есть 20 млн. долл. США.
На основании анализа, проведенного риск – менеджером, было определено, что максимальный размер потерь при заключении подобной сделки может составлять 50% от размера сделки.
Лимит сделки будет равен:
100 млн. долл. х 20% : 50%=40 млн. долл.
Таким образом, максимальный размер потерь по сделке в случае наступления наихудшего из возможных рыночных сценариев – 50%. Другими словами, при максимально допустимом размере потерь компания может заключить сделку на сумму 40 млн. долл.
Окончательный размер лимита корректируется высшим руководством компании исходя из стратегии развития, наличия свободных денежных средств и отношения компании к риску.
Также необходимо регулярное проведение так называемых стресс-тестингов, то есть моделирование последствий наиболее неблагоприятных событий. К примеру, моделируется ситуация значительного роста цен на сырье и материалы и проводится анализ последствий такого роста для предприятия, делаются выводы и разрабатываются соответствующие меры.
А как определить эффективность систем правления рисками?! Ответ на тот вопрос не слишком прост. В 2002-2003 гг. известная консультативня фирма ПрайсвотерхусКуперс провела специальное исследование и выявила десять характеристик лучших в мире систем управления рисками. Это результат объективного изучения лидирующих фирм, которые извлекают из своего риск-менеджмента наибольшую пользу. Все критерии превосходства в списке, приведенном ниже одинаково важны.
Обратимся еще к одному результату исследований фирмы ТиллингастТауэрс Перрин. По их данным, количество американских фирм, имеющих в своем штатном расписании должность «Главный правляющий риском», поднялось с 20% в 2002 г. до 38% в 2004 г. При этом опрошенный широкий круг руководителей обращаются к риск-менеджменту в ожидании следующих результатов.
Нынешние менеджеры чувствуют, что обладают все меньшим правом на ошибку при принятии решений. Мысль о том, что менеджеры постоянно «ступают на тонкой черте между успехом и неудачей», стала общераспространенной. Увеличивается как давление, направленное на предотвращение потерь, так и давление, имеющее целью исправить существующую ситуацию – улучшить корпоративные показатели и повысить стоимость компании. Можно утверждать, что понятие «неопределенность» стало неотъемлемой частью мировоззрения старших руководителей во всем мире.30
Институционализация
риск-менеджмента обусловлена
Риск – очень опасное дело, тем более, когда речь идет о крупных денежных суммах. Нельзя точно предугадать результат сделки или последствий принятия управленческого решения, но регулярный мониторинг рисков и использование определенных методик для их анализа и оценки позволяют избежать многих проблем. Предвидение возможной ситуации – вот что является сегодня сильнейшим конкурентным преимуществом. Правильное и своевременное применение накопленного опыта и знаний о рисках помогут сохранить стабильность и успешность компании.