Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа
Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.
Введение…………………………………………………………………….....3-4
1.Рынок и закон спроса……………………………………………………......5-10
1.1.Оценка сбалансированности потребительского рынка………........10-14
1.2.Кривая спроса……………………………………………………………15
1.3.Индивидуальный и рыночный спрос…………………………………..16
1.4.Изменение в спросе…………………………………………………..16-17
1.5.Сложные случаи в изменении спроса и предложения………………...18
1.6.Парадокс Гиффена………………………………………...............…18-19
1.7.Изменение величины спроса……………………………………………19
1.8.Спрос на ресурсы…………………………………………………….19-20
1.9.Изменение в спрос е на ресурсы………………………………………..21
2.Эластичность спроса……………………………………………………….21-23
2.1.Ценовая эластичность………….…………………………………….23-25
2.2.Формула ценовой эластичности………………………………………...25
2.3.Оценка ценовой эластичности по показателю общей выручки………26
2.4.Свойство эластичности………………………………………………26-27
2.5.Реакция экономики на сокращение совокупного спроса
и предложения……………………………………………………………28-29
2.6.Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса……………29
2.7.Факторы ценовой эластичности спроса………...……………………...29
2.8.Перекрёстная эластичность……………………………………………..30
2.9.Эластичность спроса по доходу……………………………………..30-31
2.10.Сравнение кратко- и долгосрочного
коэффициентов эластичности………………………………………………31
2.11.Подход к платежному балансу с точки зрения эластичности……….32
2.12.Ценовая эластичность спроса на экспорт и на импорт…………...33-34
3.Взаимодействие спроса и предложения……………………………………...34
3.1.Эконмический кругооборот……………………………………………..35
3.1.1.Таблица «Изменения, влияющие на спрос и предложения»………..36
3.1.2.Графики: «Динамика спроса» и «Аренда и продажа
торговых помещений»……………………………………………………....37
4.Последствия кризиса в России…………………………………………….38-40
Заключение…………………………………………………………………41-43
Список использованной литературы…………………………………….…..44
Анализ уровней
сбалансированности отдельных видов
товаров позволяет выделить группы
товаров имеющих общие
сокращения избытка товаров по кондитерским изделиям, чаю, картофелю, овощам, плодам и ягодам;
увеличения рыночного избытка по мясопродуктам, сахару, одежде и белью, чулкам-носкам и телевизорам;
установившегося относительного равновесия по хлебу и хлебобулочным изделиям, крупе и бобовым, картофелю, плодам и ягодам.
Следует отметить, что данный подход, хотя и характеризует соотношение между предложением и потребностями, рассчитанными по нормативам, совсем не дает представления о взаимодействии платежеспособного спроса и предложения на рынке. Более того, данные балансы предложения и спроса, определенного на основе фактического потребления прошедшего периода, по определенным видам товаров противоречат соотношению предложения и спроса, основанного на минимальных физиологических нормах. Это порождает сомнения в целесообразности их применения.
Анализ платежеспособного спроса, проведенный в разделе 2, по данным обследований семейных бюджетов, показал, что частой ситуацией на потребительском рынке непродовольственных товаров, особенно для категорий населения с низким уровнем доходов является ситуация неравновесия с низким уровнем платежеспособного спроса. Такая ситуация отсутствие сделок (продаж) и возникает на определенных сегментах рынка тогда, когда существует значительный разрыв между уровнем цены, приемлемым для потребителя и уровнем цены, предлагаемым со стороны предложения. Графически данная ситуация показана на рисунке 9.
Косвенным свидетельством состояния низкого спроса на потребительском рынке, как было рассмотрено в разделе 2, можно считать тенденцию к увеличению доли ЛПХ в потреблении основных продовольственных продуктов и высокую эластичность по доходу у групп населения с низкими доходами.
Другой реальной ситуацией на потребительском рынке нам представляется ситуация для сегмента малоэластичного спроса групп населения с высокими доходами, который также может оставаться неудовлетворенным в силу несоответствия спросу на внутреннем потребительском рынке, особенно в части непродовольственных товаров. В отличие от предыдущей ситуации спрос при высоком уровне дохода, как правило, имеет невысокую эластичность, когда изменение цены товара не вызывает значительных изменений в спросе.
В функционировании потребительского рынка большое значение имеет состояние инфраструктуры рынка. В период централизованной распределительной системы, все излишки сельскохозяйственных продуктов, не потребляемые в домашних хозяйства, заготавливались соответствующими структурами потребительской кооперации и Министерства сельского хозяйства. Заготовительная система работала достаточно слаженно, т.к. заготовителям из выручки торговых предприятий выделялись наличные средства для заготовок продукции растениеводства и животноводства, а также сырьевых ресурсов (шкуры скота, рога, копыта, косточки плодов, лекарственные средства). Кроме того, заготовки излишков сельскохозяйственных продуктов стимулировались посредством эквивалентного обмена дефицитных товаров, пользующихся спросом у сельских жителей на сельскохозяйственные продукты.
В настоящее время механизм заготовок излишков сельскохозяйственной продукции практически отсутствует, система заготовительных организаций не работает. В результате этого сельское хозяйство не может реализовать имеющийся у него потенциал, потребительский рынок теряет источник предложения продукции сельского хозяйства в виде фермеров, а потребитель- возможность приобретать сельскохозяйственные продукты питания по более доступным ценам.
Оптовое звено
на потребительском рынке
Вместе с тем,
из-за отсутствия налаженного механизма
взаимоотношений между
Денежный и финансовый рынки. Закон Вальраса для финансового рынка
Денежный рынок является частью (сегментом) финансового рынка. Финансовый рынок делится на денежный рынок и рынок ценных бумаг. Чтобы финансовый рынок был в равновесии, необходимо, чтобы один из входящих в него рынков был в равновесии, тогда другой рынок также автоматически будет находиться в состоянии равновесия. Это следует из закона Вальраса, который гласит, что если в экономике n рынков, и на (n – 1) рынке равновесие, то равновесие будет и на n - ом рынке. Другая формулировка закона Вальраса: сумма избыточных спросов на части рынков должна быть равна сумме избыточных предложений на остальных рынках. Применение этого закона для финансового рынка, состоящего из двух рынков, позволяет ограничить наш анализ изучением равновесия только на одном из этих рынков, а именно – денежном рынке, поскольку равновесие на денежном рынке обеспечит автоматическое равновесие на рынке ценных бумаг. Докажем применимость закона Вальраса для финансового рынка.
Каждый человек (как рационально действующий экономический агент) формирует портфель финансовых активов, который включает в себя как денежные, так и неденежные финансовые активы. Это необходимо, поскольку деньги обладают свойством абсолютной ликвидности (способностью быстро и без издержек превращаться в любые другие активы, реальные или финансовые), но деньги имеют нулевую доходность. Зато неденежные финансовые активы приносят доход (акции – дивиденды, а облигации – процент). Для облегчения анализа, предположим, что на рынке ценных бумаг продаются только облигации. Формируя свой портфель финансовых активов, человек ограничен бюджетным ограничением: W = MD + BD, где W – номинальное финансовое богатство человека, MD – спрос на денежные финансовые активы в номинальном выражении и BD - спрос на неденежные финансовые активы (облигации – bonds) в номинальном выражении.
Чтобы элиминировать влияние инфляции, необходимо использовать в анализе финансового рынка реальные, а не номинальные величины. Для того, чтобы получить бюджетное ограничение в реальном выражении, следует все номинальные величины разделить на уровень цен (Р).
Поскольку мы предполагаем, что все люди действуют рационально, то это бюджетное ограничение можно рассматривать как совокупное бюджетное ограничение (на уровне экономики в целом). А реальное финансовое богатство общества (W/P), т. е. предложение всех видов финансовых активов (денежных и неденежных) равно: W/P = (M/P)S + (B/P)S. Поскольку левые части этих равенств равны, то равны и правые части: (M/P)D + (B/P)D = (M/P)S + (B/P)S, отсюда получим, что: (M/P)D - (М/P)S = (B/P)S - (B/P)S
Таким образом, закон Вальраса для финансового рынка доказан. Избыточный спрос на денежном рынке равен избыточному предложению на рынке облигаций. Поэтому мы можем ограничить наш анализ изучением условий равновесия только на денежном рынке, что означает автоматическое равновесие на рынке облигаций и, следовательно, на финансовом рынке в целом.
Рассмотрим поэтому
денежный рынок и условия его
равновесия. Как известно, чтобы понять
закономерности функционирования любого
рынка, необходимо исследовать спрос и
предложение, их соотношение и последствия
(воздействие) их изменений на равновесную
цену и равновесный объем на этом рынке.
1.2. Кривая спроса.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены
на вертикальной оси и величины спроса
на горизонтальной - это экономическая
традиция. Математик поместил бы цены
на горизонтальной оси, а величину спроса
на вертикальной, так как цена – это независимая
переменная, а величина спроса – зависимая
переменная.
Р (цена)
6
D- график спроса
5
4
P1 3
P2 2
1
0 1
2 3 4
5 6
Q1
Q2
Q (величина спроса)
Каждая точка
графика представляет собой конкретную
цену и соответствующее количество
продукта, которое потребитель решил
купить по данной цене. График отражает
все возможные варианты соотношения
цены и величины спроса в своих приделах.
Закон спроса находит отражение в нисходящем
направлении кривой спроса. График позволят
чётко представить определённую связь
цены и спроса, а также манипулировать
различными её комбинациями.
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос.
На
любом рынке выступает много
покупателей, поэтому
1.4. Изменение в спросе.
Цена
служит самой важной
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
А). Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменения потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой влево. Технологические изменения в виде проявление нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.
Пример: физическое здоровье становится всё более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
Б). Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение потребителей находит отражение в сокращении спроса.
Пример:
японцы сокращают
импортные квоты
на американское телекоммуникационное
оборудование, тем
самым, повышая спрос
на такое оборудование;
снижение уровня рождаемости
уменьшает спрос
на образование.
В). Доход. Воздействие спроса изменения денежного дохода боле сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос
на которые изменяется в
Товары, спрос на которые изменяется
в противоположном направлении,