Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-4
1.Рынок и закон спроса……………………………………………………......5-10
1.1.Оценка сбалансированности потребительского рынка………........10-14
1.2.Кривая спроса……………………………………………………………15
1.3.Индивидуальный и рыночный спрос…………………………………..16
1.4.Изменение в спросе…………………………………………………..16-17
1.5.Сложные случаи в изменении спроса и предложения………………...18
1.6.Парадокс Гиффена………………………………………...............…18-19
1.7.Изменение величины спроса……………………………………………19
1.8.Спрос на ресурсы…………………………………………………….19-20
1.9.Изменение в спрос е на ресурсы………………………………………..21
2.Эластичность спроса……………………………………………………….21-23
2.1.Ценовая эластичность………….…………………………………….23-25
2.2.Формула ценовой эластичности………………………………………...25
2.3.Оценка ценовой эластичности по показателю общей выручки………26
2.4.Свойство эластичности………………………………………………26-27
2.5.Реакция экономики на сокращение совокупного спроса
и предложения……………………………………………………………28-29
2.6.Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса……………29
2.7.Факторы ценовой эластичности спроса………...……………………...29
2.8.Перекрёстная эластичность……………………………………………..30
2.9.Эластичность спроса по доходу……………………………………..30-31
2.10.Сравнение кратко- и долгосрочного
коэффициентов эластичности………………………………………………31
2.11.Подход к платежному балансу с точки зрения эластичности……….32
2.12.Ценовая эластичность спроса на экспорт и на импорт…………...33-34
3.Взаимодействие спроса и предложения……………………………………...34
3.1.Эконмический кругооборот……………………………………………..35
3.1.1.Таблица «Изменения, влияющие на спрос и предложения»………..36
3.1.2.Графики: «Динамика спроса» и «Аренда и продажа
торговых помещений»……………………………………………………....37
4.Последствия кризиса в России…………………………………………….38-40
Заключение…………………………………………………………………41-43
Список использованной литературы…………………………………….…..44

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

Пример: увеличение доходов  повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное  масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа и ношеная одежда.

    

  Г). Цены на сопряженные товары. Приведёт ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе повлияет на спрос другой.

Примеры: снижение тарифов  на пассажирские авиаперевозки  сокращает спрос  на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

    

  Д). Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно.

Пример: неблагоприятная  погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

       Увеличение спроса, при прочих  равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышение цены  и эффект увеличение количества  продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижение цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

                                                                                         

Р (цена)

           D1       D2            D3               График увеличения и уменьшения спроса 
 
 
 

                                                                                             Q (кол-во)

1.5. Сложные случаи в изменении спроса и предложения.

     Возможны  случаи, когда предложение и спрос  изменяются в противоположных  направлениях.

     Предположим,  что предложение увеличивается,  а спрос сокращается. В этом  примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направления изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

     Предположим  теперь, что предложение сокращается,  а спрос возрастает. Наблюдаются  два эффекта повышения цены. Если  уменьшение предложения больше, чем увеличения спроса, равновесное  количества продукта окажется  меньше, чем оно было первоначально.

     Возможны  также случаи, когда предложение  и спрос изменяются в одном  и том же направлении.

     Сначала  предположим, что и спрос и  предложения увеличиваются. Чтобы  определить изменение равновесной  цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

      Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

      Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и  предложения с одной стороны,  и увеличение спроса и предложения  – с другой, полностью нейтрализуют  друг друга. В обоих этих  случаях конечно воздействие  на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. 

1.6. Парадокс Гиффена.

     При росте цен на определённые товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837 – 1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Дорогую пищу такие семьи могут позволить себе не часто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса. 
 

Р (цена)

      D

 

         Q1  Q2   Q2                                                                       Q(кол-во) 
 
 

Количество блага  должно было сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q2.  
 

1.7. Изменение величины спроса.

    Изменение  величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта. 

1.8. Спрос на ресурсы.

    Спрос  на ресурсы является производным  (зависимым) от спроса на продукцию,  изготовляемую с применением  данных ресурсов. Иначе говоря, последние  удовлетворяют потребности не  прямо, а через готовую продукцию.  Отсюда следует, что изменение  спроса на ресурсы также является величиной зависимой – прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растёт, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов даёт приращение продуктов – предельных продуктов (в денежном выражении – предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы – предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растёт, в противоположной ситуации – уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление плёнки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

  

   При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый – эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведёт к падению спроса на труд и увеличение спроса на капитал). Второй – эффект объёма производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объёма производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объёма производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объёма производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске годовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

    

   Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый – эластичность спроса на годовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например: бензина – дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы,- их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства годовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растёт – это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.  
 
 
 

1.9. Изменение в спросе на ресурс.

    1.8.1 Изменение в спросе на продукт:

    При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определённого вида ресурсов, приведёт к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.

    

      1.8.2  Изменение производительности

    Изменение в  производительности использования ресурсов ведёт к однонаправленному изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

       1)Увеличение  числа ресурсов, непосредственно  связанных с данными ресурсами.

       2)Технологические  усовершенствования.

       3)Повышение качества самого рассматриваемого ресурса. 

    1.8.3  Изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы). 
     

2. Эластичность спроса.

   Эластичность спроса  - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объёма превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать больше количества продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Если изменение  цены, не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Эластичностью спроса можно назвать степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или  снижения объема спроса/% снижения  или роста цены товара

Эластичность  спроса характеризует степень зависимости  объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда  снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

   Эластичность

Для фирмы при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Информация о работе Эластичность спроса