Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа
Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.
Введение…………………………………………………………………….....3-4
1.Рынок и закон спроса……………………………………………………......5-10
1.1.Оценка сбалансированности потребительского рынка………........10-14
1.2.Кривая спроса……………………………………………………………15
1.3.Индивидуальный и рыночный спрос…………………………………..16
1.4.Изменение в спросе…………………………………………………..16-17
1.5.Сложные случаи в изменении спроса и предложения………………...18
1.6.Парадокс Гиффена………………………………………...............…18-19
1.7.Изменение величины спроса……………………………………………19
1.8.Спрос на ресурсы…………………………………………………….19-20
1.9.Изменение в спрос е на ресурсы………………………………………..21
2.Эластичность спроса……………………………………………………….21-23
2.1.Ценовая эластичность………….…………………………………….23-25
2.2.Формула ценовой эластичности………………………………………...25
2.3.Оценка ценовой эластичности по показателю общей выручки………26
2.4.Свойство эластичности………………………………………………26-27
2.5.Реакция экономики на сокращение совокупного спроса
и предложения……………………………………………………………28-29
2.6.Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса……………29
2.7.Факторы ценовой эластичности спроса………...……………………...29
2.8.Перекрёстная эластичность……………………………………………..30
2.9.Эластичность спроса по доходу……………………………………..30-31
2.10.Сравнение кратко- и долгосрочного
коэффициентов эластичности………………………………………………31
2.11.Подход к платежному балансу с точки зрения эластичности……….32
2.12.Ценовая эластичность спроса на экспорт и на импорт…………...33-34
3.Взаимодействие спроса и предложения……………………………………...34
3.1.Эконмический кругооборот……………………………………………..35
3.1.1.Таблица «Изменения, влияющие на спрос и предложения»………..36
3.1.2.Графики: «Динамика спроса» и «Аренда и продажа
торговых помещений»……………………………………………………....37
4.Последствия кризиса в России…………………………………………….38-40
Заключение…………………………………………………………………41-43
Список использованной литературы…………………………………….…..44
Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.
Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
"Эластичность спроса по цене " показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.
· Незаметное для покупателя изменение уровня цен.
· Консерватизм покупателей во вкусах.
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность)
· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность)
"Эластичность спроса по доходу " показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
·
Консерватизм во вкусах. "Перекрестная
эластичность " показывает, на сколько
процентов изменится величина спроса
на один товар при изменении цены другого
товара.
2.1. Ценовая эластичность.
Экономисты
используют Концепцию ценовой эластичности
для определения чувствительности потребителей
к изменению цены продукции. Если небольшие
изменения в цене приводят к значительным
изменениям в количестве покупаемой продукции,
то такой спрос называют относительно
эластичным или просто эластичным.
Р (цена)
График эластичного спроса
˄Р
˄Q Q (величина спроса)
Если существенное
изменение в цене ведёт к небольшому
изменению в количестве покупок,
то такой спрос относительно неэластичный
или просто неэластичный.
Р (цена) D
˄P
Когда процентное
изменение цены и последующее
изменение количество спрашиваемой
продукции равны по величине, то
такой случай называют единичной
эластичностью.
Р (цена)
˄Р
˄Q
Если изменение
цены не приводит ни к какому изменению
количества спрашиваемой продукции, то
такой спрос является совершенно
неэластичным.
Р(цена)
D
Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
Р (цена)
2.2. Формула ценовой эластичности.
Степень ценовой
эластичности или неэластичности определяются
с помощью коэффициента
эластичности (Ed).
Показатель изменения объёма продаж
ценовой товара, % %Q
Ed= эластичности = =
D(спроса) изменение цены, % %P
S (предложения)
Процентные
изменения вычисляются путём деления
величины изменения в цене на первоначальную
цену, и следующего за этим изменения в
количестве спрашиваемой продукции на
то количество продукции, на которое спрос
предъявлялся первоначально.
Изменения количества спрашиваемой
продукции изменение
цены
Ed= =
Первоначальное кол – во спрашиваемой продукции первоначальная
Использование
процентных изменений
Ценовой
коэффициент эластичности всегда будет
иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса
представляет собой обратную зависимость
количества продукции от цены), поэтому
рассматривается только абсолютная величина
коэффициента эластичности.
2.3.
Оценка эластичности
по показателю общей
выручки.
Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
2.4. Свойство эластичности.
Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведётся отсчет.
Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надёжным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Эластичность совокупного спроса. Разрабатывая этот вопрос Кейнс, не был уже столь далёк от позиции классической школы. В 30-е годы многие сторонники классической школы независимо от Кейнса указывали, что регидность заработной платы способствует растягиванию депрессии во времени. Они выступали за принятие правительственных мер, обеспечивающих общее снижение заработной платы, считая, что таким образом удастся возвратить реальный выпуск к его естественному уровню. Однако имен по этому поводу Кейнс выдвинул своё второе утверждение: даже если все цены на все виды ресурсов и готовую продукцию будут способны уменьшаться в любой момент и на любую величину, это практически никак не повлияет на размеры совокупного спроса. Если номинальная заработная плата понизится, утверждал Кейнс, то и номинальная покупательная способность работающего населения уменьшится на ту же величину. Даже если фирмы опустят цены на ту же величину, на которую сократилась заработная плата рабочих, последние всё равно не смогут покупать реально больше товаров, чем они могли это делать прежде. Если же фирмы сочтут возможным временно увеличить объемы выпуска продукции в надежде продать побольше товаров по более низким ценам, то и на этом пути их ожидает горькое разочарование. Излишки продукции будут громоздиться на складах, а фирмам, предпринявшим эту попытку, придётся поскорее «вернуться в окоп». «Таким образом,- указывал по этому поводу Кейнс,- нет никаких оснований для уверенности в том, что политика гибкой заработной платы способна обеспечить достижения стабильного состояния полной занятости…Подобными методами невозможно превратить экономическую систему в саморегулирующуюся».
Вывод: кривая совокупного спроса обладает совершенной неэластичностью или близка к ней. Поэтому её следует представлять не так, как мы представляем себе «нормальную» кривую спроса (т.е. обладающую отрицательным наклоном), а как вертикальную линию.
Но как
же поступить с теми четырьмя
факторами, которые придают
2.5.
Реакция экономики на
сокращение совокупного
спроса и предложения.
Кейнсианский подход.
Уровень цен
AD2 | AD1 | Совокупное предложение | |
Сдвиг кривой спроса к спаду | E0 | Даже в том случаи, когда снижаются цены ресурсов, объём выпуска остаётся ниже естественного уровня | |
E1 |
|||
Естественный
Уровень реального Выпуска продукции |
Реальный национальный продукт