Эволюция теории и практики маркетинга как формы управленческого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:24, реферат

Описание

Генеральным направлением перестройки экономической структуры общества в России, является создание многосекторной экономики, представленной различными хозяйствующими субъектами: государственными предприятиями, акционерными предприятиями, малыми предприятиями, частными и индивидуальными предприятиями и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2 стр.


История возникновения и развития маркетинга………………4 стр.

Определение маркетинга………………………………………..8 стр.

Этапы развития и принципы маркетинга……………………...10 стр.

Концепции маркетинга и эволюция их развития……………...12 стр.

5. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции……………………………………………………………15 стр.
Заключение……………………………………………………………...24 стр.
Библиографический список…………………………………………….25 стр.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

1.Ориентация на потребителей и удовлетворение разумных рыночных потребностей. 2. Соизмерение ресурсов фирмы с внешними условиями. 3.Гибкость в ценообразовании. 4.Гибкость в удовлетворении потребителей.  5.Ориентацию на инновации. 6. Достижение максимального результата.  

4. Концепции маркетинга и эволюция их развития 

Концепция маркетинга — это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия фирмы, организации или человека. В 1954 г. Питер Дракер подчеркивал ее роль в успехе фирмы. Его слова столь же правильны и сегодня: "Если мы хотим знать, что такое бизнес, мы должны начать с его цели... существует лишь одно достоверное определение цели бизнеса — создание потребителя. То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем он видит ее ценность — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех"8.

Концепции маркетинга - это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития. Выделяются концепции производственной, товарной, сбытовой, потребительской, а также интегрированной, социально-общественной и стратегической ориентации.

Первоначально предприниматели исходили из того, что поскольку товары имеют рыночный спрос, превышающий возможности предложения, следует только увеличивать их выпуск путем совершенствования производства. Производственная концепция ориентировалась на снижение затрат, связанных с выпуском товаров, и на повышение производительности труда.

На рубеже XIX-XX вв. сформировалась так называемая товарная концепция маркетинга, или концепция «примата продукта». Считалось, что потребитель будет благоприятно относиться к товару, выпускаемому фирмой, если он хорошего качества и предлагается по доступной цене. Задача заключалась в том, чтобы произвести как можно больше товаров, а затем всеми силами заставить потребителя их покупать. Однако по прошествии некоторого времени оказалось, что для получения прибыли иметь только товар уже недостаточно. В 20-30-х гг. формируется так называемая сбытовая концепция, которая исходит из того, что покупатели будут покупать предлагаемые товары, если приложить определенные усилия в процессе их продажи. На этом этапе развития маркетинга наряду с совершенствованием производства товаров активно осуществлялась политика интенсификации коммерческих усилий по их сбыту.

Все эти  концепции исходили из необходимости  решения проблем производства и  продавца. Принципиально новым этапом явилась ориентация на нужды покупателя, на решение его проблем.

С 50-60-х  гг. господствующей становится потребительская (рыночная) концепция маркетинга (рынок как совокупность платежеспособных потребностей). Она означает, прежде всего, подчинение производственной, торговой и всех других видов деятельности предприятия требованиям рынка. Такой подход основывается на определении потребностей и реальных покупательских оценках ассортимента и качества товаров, признании необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты. Г лавным объектом рыночной деятельности становится потребитель, и теперь предприятие исходит из того, что получить прибыль можно только благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

Разновидностью  современной концепции маркетинга является так называемый интегрированный маркетинг. Он предполагает одновременно ориентацию на новый продукт и на потребителя. Это дает возможность значительно уменьшить риск, в процессе производственной деятельности. Быстрое развитие научно-технического прогресса приводит к динамичным изменениям материальной среды. Потребитель не всегда успевает за этими изменениями. Поэтому часто новый товар сам создает нового потребителя. Суть интегрированного маркетинга заключается в одновременном создании и продукта, и потребителя.

В 80-х  гг. сформировался и получил развитие стратегический маркетинг, в основе которого лежит ориентация на потребителей и конкурентов. Содержание его заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими качественными параметрами или установления более низкой цены. Ориентация на конкурентов не противоречит ориентации на потребителя. Напротив, она усиливает ее, поскольку предприятие ставится в условия, когда удовлетворение рыночных потребностей требует максимального учета всех достижений в области производства, затрат, сервиса и т.п. Крупные экологические, сырьевые, энергетические и другие проблемы 70-80-х гг. значительно изменили взгляды на потребительскую концепцию маркетинга в сторону ориентации на общественные потребности и экономические ресурсы общества. Формируется концепция общественного (социально-этичного) маркетинга. Она направлена на удовлетворение не только отдельных потребностей личности, но и всего общества. Происходит своего рода согласование и увязка прибыли предприятия, потребностей покупателя и интересов общества.

Некоторые ученые выделяют четыре периода в становлении современной экономики:

Первый  период (до 30-х гг.) — ориентация на производство.Девиз, выражающий суть основных целей,развития организации: «Больше  произвели — больше прибыль». Одно из главных следствий — кризис 1929-1932 гг.    

Второй  период (до 50-х гг.) — ориентация на сбыт. Девиз, выражающий суть основных целей развития организации: «Больше продали — больше прибыль». В этот период активно изучались потребности, и спрос, применялась реклама и стимулирование продаж. Но при этом затраты на мероприятия сбыта быстро и значительно выросли.

Третий  период (до конца 70-х гг.) — ориентация на маркетинг.

В этот период в основе формирования спроса активно используется комплекс маркетинга. Негативные стороны: в социальном плане — распространение потребительского отношения к жизни; в экологическом плане — истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды.

Четвертый период (наст, время) — ориентация на социально-этический маркетинг В настоящее время основной акцент сделан на снижение вышепе- речисленных негативных сторон и развитие ценностно-нравственной ориентации и творческого потенциала как самой организации в целом, так и отдельной личности.

В настоящее  время политика маркетингового управления организацией пережила этап простого стимулирования сбыта продукции за счет использования всевозможных методов рекламы. В основных целях маркетинговой политики большинство передовых организаций называют комплексные методы формирования спроса и стимулирования сбыта, ориентацию на своих целевых потребителей и создание положительного имиджа предлагаемых услуг и образа всей организации за счет системы качества, введения инновации и гибкой ценовой политики. Многие зарубежные и отечественные работы посвящены раскрытию сущности, принципов, методов и других базисных характеристик маркетинга, тем не менее эти направления в исследовании маркетинга в настоящее время до сих пор не закончены. Такое положение объясняется рядом причин:

1. Постоянное развитие и изменение окружающей среды не может не   видоизменять сам маркетинг, его задачи и цели.

2. Изменение практических потребностей хозяйственно-рыночной деятельности организации требует совершенствования поисковой, аналитической и методологической, методической работы в области маркетинга.

3.   Развитие технических и информационных ресурсов, более глубокое научное осмысление маркетинга, в конечном счете, выявляют прямую зависимость между успехом всей деятельности организации от маркетинговой деятельности.9 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 

 

5. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции

Мельниченко Л. Н. в своей статье выделяет следующие  этапы развития и концепции маркетинга. Маркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале уходящего столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других. Успешная деятельность каждого из них в конкурентной среде, позитивно воздействуя на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в известной мере, на прогресс цивилизации, во многом зависит от результативности маркетингового управления соответствующими субъектами. Характерно то, что объективная необходимость применения маркетинга в России уже давно очевидна как ученым, так и практикам, активно воспринявшим его наиболее известные отдельные приемы уже с первых лет рыночных реформ. Однако маркетинг относится к числу тех общепризнанных экономических наук, целостное и результативное применение которых требует все же самостоятельного исследования, учитывающего, как минимум, следующие аспекты:

Во-первых, эволюцию концепции маркетингового управления и его системных инструментов исходя из опыта мировой рыночной экономики; это позволит выявить общие тенденции, свойственные каждому этапу развития маркетингового управления, независимо от национальных условий среды субъектов.

Во-вторых, современные особенности развития теории и практики маркетингового управления субъектами; это, в свою очередь, поможет  понять специфику современного этапа развития маркетингового управления в российских условиях, его системного инструментария (продукт, цена, коммуникации и каналы распределения), характерную для настоящего этапа эволюции этой управленческой концепции.

Современная маркетинговая теория представлена разнообразными концепциями — в самом широком смысле этого слова. Это: 

- понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции), которые предопределили многообразие определений сущности маркетинга (более 200 определений); 

- концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса (развивающий, противодействующий маркетинг, демаркетинг, ремаркетинг и др.); 

- прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения (прикладные концепции коммерческого маркетинга — промышленный, торговый, банковский маркетинг, маркетинг гостиниц, предприятий массового питания и других коммерческих субъектов; и прикладные концепции некоммерческого маркетинга — предвыборный, религиозный, социальный маркетинг, макромаркетинг, глобальный маркетинг, маркетинг политических партий и общественных движений и других некоммерческих субъектов);

- управленческие концепции маркетинга (концепции стратегического маркетинга, конкурентной рациональности, максимаркетинга, собственно маркетингового управления и др.), о классификации которых речь пойдет далее.

Анализ  различных управленческих концепций  маркетинга на протяжении всей, почти  вековой, истории их формирования в  теории и практике позволяет выделить основные этапы эволюции маркетингового управления;

- "донаучный", интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария;

-  этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта;

-   этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом.

1. "Донаучный", интуитивный, этап  формирования маркетингового  инструментария  завершился к началу XX века, когда маркетинг уже обрел "статус" прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины. Однако в период, предшествующий этому, практика коммерческой деятельности и, в особенности, торговли активно искала и генерировала оригинальные приемы воздействия на потребителей, мотивирующие их поведение, покупательскую активность и увеличивающие, в этой связи, прибыль предпринимателя. По всей видимости, даже бессистемное, интуитивное их использование оказывалось столь результативным, что постепенно они принимали форму правил успешной торговли и "секретов" предпринимательской деятельности ремесленников и купцов. Это были своеобразные исторические "прототипы" таких маркетинговых инструментов, как реклама, личные коммуникации, маркировка, фирменный стиль, ценовые приемы, прямые продажи и другие формы каналов распределения. Уже в первой половине 17 века стали появляться книги, где предпринимались попытки их описания. Подобные приемы, возникшие из практики торгового бизнеса и предпринимательства, рожденные интуицией ремесленников и купцов, были "прототипами" будущих маркетинговых инструментов, эффективно воздействующих на потребителя, и главным результатом "донаучного" этапа эволюции маркетингового управления.

Информация о работе Эволюция теории и практики маркетинга как формы управленческого предпринимательства