Казахстан – становления малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес…………………………………………………………4
1.1.Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………………………………….…………4
1.2Организационно-правовые формы предприятия…………………………….6
Глава 2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт…………………………….……………….11
2.1.Зарубежный опыт …………………………...……….…….………………..11
Глава3.Казахстан – становления малого бизнеса……….…………………17
3.1.становления малого бизнеса……………………………………………..…..17
3.2. Проблемы становления малого бизнеса……………………………………22
3.3. Условия развития малого бизнеса. …………………………...………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в рк.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

    Подобная  ответственность делает полное товарищество весьма привлекательным для кредиторов. Отношения же между товарищами строятся прежде всего на взаимном доверии.

    Для управления деятельностью полного  товарищества необходимо согласие всех участников. Участник полного товарищества может быть исключен из его состава  не иначе, как по решению суда на основании единогласного решения остальных участников и только при наличии серьезных к тому оснований.

    Полное  товарищество создается и действует  на основании учредительного договора, который подписывается всеми  участниками товарищества3.

    Товарищество с ограниченной ответственностью. Такое название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов4. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

  По этой  причине законодательство устанавливает  определенные требования к размеру  их уставного капитала, так как  именно он определяет тот минимальный  размер имущества, который удовлетворяет  интересам кредиторов.

    Учредительными  документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный  договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается  одним лицом, единственным учредительным  документом является устав.

    Товарищество с дополнительной ответственностью. Это – разновидность товарищество с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.

    Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).

    По  юридическому статусу акционерные  общества схожи с обществами с  ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение  прав связаны с владением и  передачей акций5.

    Единственным  учредительным документом является устав, в котором фиксируются  сведения о размере уставного  капитала, категориях выпускаемых акций  и порядке их размещения, структуре  органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные  Законом РК «Об акционерных обществах».

    Акционерное общество, подобно обществам с  ограниченной ответственностью, может  быть создано одним лицом, которое  станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций  общества.

    Производственные  кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива прежде всего личностным трудом.

    Каждый  член производственного кооператива  имеет один голос в управлении его делами не зависимо от размера  его имущественного вклада, и полученная прибыль распределяется прежде всего  с учетом трудового, а не имущественного вклада. Именно поэтому в Гражданском  Кодексе производственный кооператив охарактеризован как «артель».

    Членами кооператива могут стать юридические  и физические лица, не участвующие  непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них  доходы.

    Члены кооператива несут ответственность  по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.

    Единственным  учредительным документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива.

    Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства. Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

    Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие  филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    Некоммерческие  организации. К числу подобных структур относят:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.

    Потребительский кооператив     Добровольное  объединение граждан и юридических  лиц на основе членства в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов.
    Общественные  и религиозные организации     Добровольные  объединения граждан, в установленном  законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для  удовлетворения духовных или иных потребностей. Это - некоммерческие структуры, которые  вправе осуществлять предпринимательскую  де-ятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Фонд     Не  имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели.
    Учреждение     Организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Права  учреждения на закрепленное за ним  имущество определяется в соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса.
    Объединения юридических лиц     Некоммерческие  ассоциации и союзы, созданные коммерческими  организациями в целях координации  их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
 

    Малым предприятие с  иностранными инвестициями считается лишь в том случае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%. Вложение иностранного капитала в экономику регулируют Конституция РК, Гражданский Кодекс РК, законы об иностранных инвестициях, нормы международного права, двусторонние договоры о содействии капиталовложениям и многосторонние соглашения, связанные с деятельностью международных экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми формами.

 

    Глава2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.

    2.1.Зарубежный  опыт

    Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

    Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные  там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников6. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

    В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и ½ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения7. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые  производят до 50% ВВП. В сфере мелкого  и среднего бизнеса занято 2/3 всего  экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых  предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более  крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.8

    В Японии на начало 90-х гг. малые и  средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность  занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки  в розничной торговле и 62,1% - в  оптовой торговле9. 

    Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено  их тесными связями с крупным  бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.10

    В рыночной экономике развитых стран  предпринимательство построено  на принципе кооперирования крупных  и малых предприятий, причем крупные  предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

    Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие  фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или  даже заказной продукции это может  быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого  времени, как например, в случае с  производством медицинского оборудования фирмами Дании.

    Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция  массового производства, соответствующая  требованиям рынка; аккумулирование  значительных финансовых средств; дешевая  рабочая сила. Малые предприятия  имеют возможность быстрее и  лучше приспосабливаться к требованиям  рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме  того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

    Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет  им использовать специализацию и  кооперирование не только в области  производства, но и в сфере сбыта  продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия  — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Информация о работе Казахстан – становления малого бизнеса