Казахстан – становления малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес…………………………………………………………4
1.1.Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………………………………….…………4
1.2Организационно-правовые формы предприятия…………………………….6
Глава 2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт…………………………….……………….11
2.1.Зарубежный опыт …………………………...……….…….………………..11
Глава3.Казахстан – становления малого бизнеса……….…………………17
3.1.становления малого бизнеса……………………………………………..…..17
3.2. Проблемы становления малого бизнеса……………………………………22
3.3. Условия развития малого бизнеса. …………………………...………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в рк.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

    Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий  получила в современных условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

    Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой  интеграции являются финансируемый  лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга  возрасло к 2005 г. до 1 трлн долл.

    Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых  предприятий служат непременным  условием их последующего выхода на арену  самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации  и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

    Теперь  автор считает нужным перейти  к целям и основным направлениям государственного регулирования и  содействия развитию малого предпринимательства  за рубежом.

    Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований.

    Особый  интерес государство проявляет  к той части малого бизнеса, которая  ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов  одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют  крупномасштабных, междисциплинарных  исследований, и следовательно, больших  затрат финансовых средств, которые  малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали  в современных условиях не менее  важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

    Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет  целью:

  • создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
  • реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
  • реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
  • оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
  • упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
  • снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
  • поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
  • интенсификацию инвестиционных процессов;
  • стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

    В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной  поддержки:

  • законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
  • включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

    В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

    Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
  • использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
  • обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  • создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
  • осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
  • разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
  • оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
  • предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
  • содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
 

    Автор рассказал о малом бизнесе  за рубежом, теперь он считает целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах. 

 
 
Страны
Количество  малых и средних предприятий (тыс.) Количество  малых и средних предприятий  на 10 тыс. жителей Занято на малых  и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятий (%) Доля малых  и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18,5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 450 68,0 72 63-67
США 19300 742 70,2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3.Казахстан – становления малого предпринимательства.

   3.1. Становления малого предпринимательства.

   Главным принципом государственной поддержки  должно стать постепенное сокращение административно - директивного регулирования  малого бизнеса и создание наилучших  экономических и правовых условий  для нормального ведения рыночного  хозяйствования. Надо формировать стимулы  для саморазвития и улучшения  конкурентно способности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также  зарубежного опыта. Следует создать  равные хозяйственные возможности  для малых и средних предприятий, равные условия предпринимательской  деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности  и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала  добросовестной конкуренции; формирования широкого слоя собственников и предпринимателей; создания развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства; накопление инвестиционных  ресурсов и использования  их в приоритетных направлениях; участия  малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в постановках  продукции и выполнения работ  для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому  функционированию малого предпринимательства  за счет уменьшения коммерческих и  финансовых рисков, связанных с малым  предпринимательством.

   Для реализации этих целей необходимы льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам  и технологиям; помощь в подготовке, переподготовки и повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала  малых предприятий; поддержка внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса, включая  содействие его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также  привлечение иностранных инвестиций, установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности.

   На  начальных этапах становление малого бизнеса очень важное значение имеют  подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической  и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а  также сети производственно-технической  центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.

   Реальная  поддержка малого предпринимательства  стоит больше денег, которых в  государственном бюджете нет. Кредитные  же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и  ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических  льгот. Однако коммерческим банкам сегодня  выгодней отказаться от возможных налоговых  льгот, но выдавать кредиты под более  высокий процент и на более  короткий срок. Частный капитал мажет  стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии  финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и  в ближайшие годы вряд ли будут  созданы, поэтому масштабных частных  инвестиций в производства ожидать  не приходится. 

   Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной  структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики.  В частности, введении льготно налоговых  обложений  малых предприятий, создаваемых  с участием акционерного общества от участия в капитале созданных  им малых предприятий. Такая система  «ангельских обществ» функционирует  в Шотландии.

Информация о работе Казахстан – становления малого бизнеса