Казахстан – становления малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес…………………………………………………………4
1.1.Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………………………………….…………4
1.2Организационно-правовые формы предприятия…………………………….6
Глава 2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт…………………………….……………….11
2.1.Зарубежный опыт …………………………...……….…….………………..11
Глава3.Казахстан – становления малого бизнеса……….…………………17
3.1.становления малого бизнеса……………………………………………..…..17
3.2. Проблемы становления малого бизнеса……………………………………22
3.3. Условия развития малого бизнеса. …………………………...………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в рк.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.3. Условия развития малого бизнеса. 

   Малый бизнес в экономической хозяйственной  структуре не должен вырываться из общей системы хозяйственной  политики в стране по схеме –  ему «карт-бланш», а крупному производству – преграды. Развитие и поддержка  малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью  и эффективностью.

   В то же время  при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить  стимулом общего подъема экономики, преодолению спада производства, экономического и социального кризиса  и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

   В настоящее время в Республике отсутствуют условия для развития производства вообще, независимо от его  малых, средних и крупных форм и масштабов. И до тех пор, пока такие условия не будут созданы, выделение малого бизнеса, организация  для него специальных мер и  даже благоприятных условий может  дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех  пор, пока основой хозяйственного механизма  в стране не станет производственное предпринимательство, а государство  всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст  условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться  в полной мере или будет развиваться  однобоко (в форме только торгово-предпринимательской  деятельности). А малые по размеру  предприятия будут оставаться таковыми и ничего более, они не перерастут в малое предпринимательство, в  малый бизнес без радикальных  перемен в социально-экономическом  развитии страны, без изменения экономической  сути и роли государства.

   Из  опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее  состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Интенсивный  рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых  технологий, видов оборудования и  техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного  уровня населения и работников, с  другой стороны, привели поистине к  революционному скачку в малом бизнесе  и в рыночной экономике. Этому  же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и  устоявшиеся приоритеты.

   Производственные  возможности малых форм состоят  из тех ниш, которые большие фирмы  оставили пустыми, а малые видят  в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малый бизнес не выступает чем-то изолированным  от общей экономической системы, он ее органическая и неотъемлемая часть. Он содействует становлению  новой социально-экономической среды и является одновременно ее продуктом. Экономические возможности всегда будут существовать в экономических системах, поскольку возможности связаны с потребительскими нуждами, а они, в свою очередь бесконечны. Поэтому, если верно то, что малый бизнес не мог бы существовать, если бы не было разных уровней эффективности в экономической системе, то ясно также и то, что малый бизнес не существовал бы без свободы бизнеса вообще, или, если бы социальная система не признавала ценность предпринимательства, или, если бы индивиды, как главный ресурс любой системы, не имели бы мотиваций к собственному бизнесу. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкретную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства – среднего, крупного национального, а также транснационального. Хотя нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм. Это выражается и в том, что крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структурируют свои подразделения в пользу мелких, во-первых. Во-вторых, это выражается и в том, что, опираясь на опыт, предприятий малого бизнеса, крупные предприятия предоставляют своим подразделениям большие хозяйственные свободы, большую самостоятельность в выборе, принятии тактических решений. В-третьих, у крупных предприятий  (впрочем, также как у малых) появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию. Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает тот хозяйственный эффект, который пока еще не доступен российским условиям, но так хорошо зарекомендовал себя в странах с развитым рыночным хозяйством.

   С точки зрения отношений собственности, малые предприятия могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Но чтобы стать малыми предпринимательскими структурами  их деятельность должна, независимо от социальной принадлежности, носить отчетливо  выраженный частнопредпринимательский  характер. Если этого не будет, предприятия  не будут иметь к малому бизнесу  прямого отношения. Это будут  структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и  воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий  страны, т. е. предприятий их окружающих будет носить предпринимательский  характер. Так вот, независимо от того, кто является собственником предприятия  малого бизнеса – государство, кооператив, акционерное общество или частный  владелец, он собственник и он руководит  деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности  за него и пускается на предпринимательский  риск. Кстати, использование услуг  менеджера не меняет существа дела, хотя  малом бизнесе все-таки чаще всего соединены функции владения и управления, что и составляет преимущество малого предпринимательства по сравнению со средним и  крупным. Вероятно, поэтому малых государственных предпринимательских структур в странах с рыночной экономикой почти нет.

   Гибкость  и мобильность малого бизнеса  определяется небольшой численностью занятых в нем работников. Здесь  важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство  можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе  выбора решений, продуманном ли интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосфера взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских  пожеланий и советов при достижении общих целей, с другой. Именно поэтому  малому предпринимательству свойственна  инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении  функций между всеми работниками  малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной  работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т. е. основная часть тех начал, которые  не приемлемы или мало приемлемы  для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все. Мобильность важна не только в реакции на внешние условия, но и во внутренней структуре, быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект, чем внешняя. Отсюда следует несколько выводов. Первый – нельзя напрямую заимствовать и переносить на неподготовленную почву организационные структуры малого предпринимательства других стран, в том числе и накопивших большой и эффективный опыт развития. Второе – предпринимательство – целая наука и в одночасье малое государственное предприятие не станет структурой малого бизнеса. Поэтому простое разделение крупного предприятия на более мелкие структурные части еще не означает становление малого бизнеса. Третье – при всей демократичности малого бизнеса, в его конкретной организационной структуре отношения собственности и управленческого начала должны быть отрегулированы правовыми методами. Четвертое – малым бизнесом могут заниматься любые собственники, но важно, чтобы отношения собственности были четко определены законодательными и правовыми актами.

   Важнейшим условием развития малого предпринимательства  является его организационно-управленческая культура, этика взаимоотношений  и нравственность организации.

   Конечно, каждая предпринимательская структура  имеет свою, свойственную только ей систему внутри этических отношений, причем не только по форме и, прежде всего не по форме, по существу, хотя, и форма и существо взаимосвязаны. Как правило, определенный уровень  культуры по форме соответствует  уровню культуры по существу.

   Наши  наблюдения за миром бизнеса свидетельствуют  о том, что культура поведения  свидетельствует о культуре предпринимательства, а последнее ведет прямо пропорционально  к эффективности ведения предпринимательского дела.

   Еще одно наблюдение свидетельствует, что  во многом культура бизнеса определяется ее лидером, но и лидер учится по мере укрепления своего лидерства, по мере становления, укрепления и расширения бизнеса.

   Важность  этической культуры в предпринимательстве  трудно переоценить. Об этом свидетельствует  предпринимательский опыт бизнесменов  стран с рыночной экономикой. Честь  имени также как и честь  фирмы являются тем этическим  капиталом, который работает на материально-финансовый и без которого невозможно создать  последний.

   Культура  организации предпринимательской  структуры, поведение и взаимодействие в ней работников, манеры поведения, почтительность друг к другу и  к клиенту, честная работа за честную  оплату – вот неполный перечень основных базисных принципов, которые  должны разделяться и лидером  и работниками малой предпринимательской  структуры. Только в таких условиях могут быть приняты правильные решения, приводящие к коммерческому успеху. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Как свидетельствует зарубежный и отечественный  опыт, под малым предприятием в  основном понимается предприятие с  числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

    В соответствии с гражданским законодательством  РК субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

    Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей  страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного  большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

    Итак, развитие предпринимательской деятельности в РК – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования казахстанской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.Борисов,  Е. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов ; Моск. Гос. юридическая академия. - 2-е изд. - М. : Проспект, 2005.

2.Экономическая теория : учебник / ред. : В. Д. Камаев. - 10-е изд., испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2004

3.Симкина,  Л. Г. Экономическая теория : учебник / Л. Г. Симкина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 384 с. - (Учебники для вузов).

4.Темирбекова, А. Б. Экономическая теория : краткий курс лекций / А. Темирбекова ; КазЭУ им. Т. Рыскулова. - Алматы :

5.Экономическая  теория : учебник / Рос. экон. академия им. Г.В.Плеханова ; ред. : В. И. Видяпин. - М. : ИНФРА-М, 2007. 

6.Экономическая  теория : микроэкономика-1,2, мезоэкономика: учеб. пособие / ред. : Г. П. Журавлева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. –

7.Экономическая теория (Политическая экономия) : учебник. Ч.1  / ред. : И. К. Ларионов. - М. : Дашков и К, 2006.

8.Экономическая теория (Политическая экономия) : учебник. Ч. II / ред. : И. К. Ларионов. - М. : Дашков и К, 2006 

9.Салихов, Б. В. Экономическая теория : учебник / Б. В. Салихов ; Рос. Гос. социальный ун-т. - М. : Дашков и К, 2005

10.Борисов, Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. - М. : Проспект, 2006.

11.Салихов, Б. В. Экономическая теория : учебник / Б. В. Салихов ; Рос. Гос. социальный ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. 12.Темирбекова, А. Б. Экономическая теория : краткий курс лекций / А. Б. Темирбекова ; КазЭУ им. Т. Рыскулова. - Алматы : Экономика, 2007. 13.Борисов, Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. - М. : Проспект, 2007.

14.Мишкин, Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков : учебник: пер. с англ. / Ф. С. Мишкин. - М. : Вильямс, 2008

Информация о работе Казахстан – становления малого бизнеса