Казахстан – становления малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес…………………………………………………………4
1.1.Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………………………………….…………4
1.2Организационно-правовые формы предприятия…………………………….6
Глава 2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт…………………………….……………….11
2.1.Зарубежный опыт …………………………...……….…….………………..11
Глава3.Казахстан – становления малого бизнеса……….…………………17
3.1.становления малого бизнеса……………………………………………..…..17
3.2. Проблемы становления малого бизнеса……………………………………22
3.3. Условия развития малого бизнеса. …………………………...………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в рк.docx

— 64.89 Кб (Скачать документ)

   Большая проблема – техническое отношение  малых предприятий. Многие из них  полукустарные, поэтому они не могут  решать сложные технологические  и экономические проблемы, не рационально  при этом используются трудовые,  материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно  была бы обеспечить их современным  оборудованием  -  комплектами  машин, инструментов, приборов – с  помощью конверсируемой оборонной  промышленности, обладающие высоким  научно-техническим потенциалом, а  также крупных производственно-хозяйственных  комплексов, для которых малые  предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых  продукций.

   Это позволит развивать по детальную  и технологическую специализацию,  а также обеспечить организацию  общественного производства на современной  основе. Кооперацию между крупными и малыми предприятиями может  развиваться  также в области  распространения продукции и  ремонта сложных изделий.

   Для привлечения ресурсов крупных предприятий  с целью развития малого предпринимательства  можно было бы использовать получившую широкое распространения на Западе и дающую значительный экономический  эффект систему контрактных отношений  крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую  схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.

   Деятельность  малого предпринимательства ориентирована  главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый  бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структура местного хозяйства и его финансирования  с учетом развития каждого отдельного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться, прежде всего, на региональном уровне. Регулирования его из единого центра возможна Толька по отдельным приоритетам направлениям или комплексом народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, общественные потребности, наиболее эффективные направления использования ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими  рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

   Государственная поддержка предпринимательства  должна включать прямое финансовое субсидирование  кредитов; предоставлении льгот по местному налогообложению; передачу малым  предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических  лицензий из под ведомственного региону  госсектора; обеспечения на льготных условиях совместного с подведомственными  организациями госсектора проведения научно-исследовательских  и опытно-конкурсных работа льготных условиях; участия  государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценно образования; частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечения правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

   Существует  такая проблема, как отношения  между властью и предпринимателями. На эту проблему есть две точки  зрения. Одна – власть ничего ни делает для развития бизнеса. Вторая – что  предприниматели не используют предоставленных  властью возможностей. И чаша весов  во многих случаях склоняется ко второй точке зрения. Вот, например, в Европе первое, что бросается в глаза, это активность бизнесменов по отношению  к власти и отстаивание своего места в обществе. Этой активности нам с вами не хватает. Сравним  хотя бы то, как зарубежном проводится форум представителей малых предприятий, и как у нас проходит этот форум? Во-первых, в Казахстане на форум  отвели всего один день. Во-вторых, это  было самым важным на форуме. Это  было выступление Президента страны. Президент дал кое-кому нагоняй,  этим мы довольны, но  покинул Президент  зал и с ним покинули зал  все госчиновники, а  предприниматели  со своими проблемами. А тех, с кем  необходим диалог для обсуждения той или иной проблемы, их нет. По мнению Ерканата Темирханова члена комиссии по поддержке малого бизнеса при правительстве Казахстана лучше всего проводить не форум, а съезд. Лучше съездов для обсуждения глобальных проблем никто не придумал.

   Предприниматели должны смело и настойчиво идти на контакт с властью, добиваясь  решения своих проблем. Повсеместно  на местах надо объединяться в ассоциации, объединения, союзы, использовать все  формы, не запрещенных законодательством, как это делается в России и  Белоруссии, и особенно в Прибалтике. Нам надо перенимать такой опыт.

   Сегодня один из важнейших вопросов – отношение  к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всего казахстанского общества. К бизнесу необходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5 Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства, создание Республиканского научно-исследовательского центра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малого бизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущности необходимости такого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единая информационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как в области бизнеса, так и во всех отраслях  производства и промышленности, в первую очередь в структуре самого Правительства. Без анализа, сделанного без прогнозов, говорить о перспективе любого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнем дне, то есть о развитии предпринимательства и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности, менталитет казахского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а что противопоказано. Как воздух нужна единая информационно-аналитическая, научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всей экономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своего печатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы. Уж если мы не можем сами себя услышать, то, как же нам докричатся до власти.

   Мы  должны совместно выработать систему  развития бизнеса, потому что бессистемность приводит к авариям и катастрофам. Времена «купил – продал» уходят в прошлое, наступают время цивилизованного  бизнеса. Это значит, что без науки  будит очень трудно достичь желаемых результатов. Нам нужно перенять опыт стран СНГ. Именно на примере  этих стран мы видим, к чему приводит слепое копирование западных примеров, здесь знаменитое переписывание  чилийской модели пенсионной реформы, и монетная политика, и громадные  ошибки приватизации, навеянные западными  специалистами. Таких примеров много. Страна, каким то западным специалистам платит миллионы долларов за консультацию! Деньги, которых нашим научно-исследовательским  институтам и Центрам хватило  бы на 25-30 и более лет. Таких примеров множество. Сегодня самые быстро окупаемые проекты, хотя они требуют  не малых вложений в начальной  стадии, это интеллектуальные  проекты. Нам от СССР помимо полезных ископаемых и индустрии досталась еще  одна замечательная вещь – научно-технический  потенциал, заключенный в кадровом составе многочисленных НИИ, заводских  лабораторий, в высоком уровне технократического образования. Пришло время зарабатывать на науке. А какая задача стояла перед научно-исследовательскими центрами, прекрасно знают работники Агентства по поддержке предпринимательства, но этого не хотела старая власть, а у новой не доходят руки.

   Вот так и живем от власти к власти. Наша первейшая задача – научить учится бизнесу. Успех любого дела – это крепко спаянная команда профессионалов. Сегодня малый бизнес Казахстана находится в критическом состоянии. Он прошел этап зарождения и первоначального развития и перешел к этапу выживания, борьбы с внешними неблагоприятными факторами. Об этом говорит отсутствие у малого бизнеса условия для добросовестной конкуренции, ярко выраженный  фискальный характер налоговой политики, разрастающиеся административные барьеры, трудности финансового и имущественного обеспечения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.2. Проблемы становления малого бизнеса. 

   Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что  потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность  для государства получать большие  средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад  малых предприятий в экономику  страны.

   Индивидуальную  частную легко учредить, так как  это не вызывает практически никаких  юридических и бюрократических  препятствий и связанных с  ними расходов.

   Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

   Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Республики.

   Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране:  разрыв хозяйственных  связей,  высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

   Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и в государственном  секторе.

   В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

   В-четвертых, необработанность организационных  и правовых основ регулирования  развития предпринимательства на региональном уровне.

   В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства.

   Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются  предприятия, функционирующие в  сфере производства товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и  др., стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Республиканской  ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес Казахстана. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:

  • налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
  • поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
  • неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;
  • недостаток материальной базы; финансовая политика государства;  сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;
  • трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;
  • недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;
  • невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет;
  • невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Информация о работе Казахстан – становления малого бизнеса