Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить смешанную экономику как науку,
дать характеристику экономике государства Китай,
изучить смешанную модель экономики в Китае.
Введение………………………………………………………………………...…1
1 Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….17
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источнико
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………. 40
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире ни одна
из стран не может развиваться
в условиях самоизоляции. Они существует
не в вакууме и не могут находиться
в отрыве от других стран. Страны связаны
между собой с помощью
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами. Успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения, занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) [1, 158].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время Китай является одним из самых ярких примеров государств, добившихся большого успеха в экономике. Таким образом, изучая историю развития его экономики и ее модель, можно понять причины такого успеха и применить на практике данные сведения в целях изучения и анализа систем других государств или для дальнейшего и более глубокого исследования данной страны.
Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
Поставленная
цель предполагает решение
Смешанная экономика – это тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. Китай является страной со смешанным типом экономики. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие характеристики Китая, его экономика, ее основа, историческое развитие и традиции, а также понятие смешанной экономики, ее черты и особенности
Работа изложена на 40 страницах и имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируются цели и задачи исследования.
В первой главе рассматривается понятие смешанной экономики, а также страны со смешанным типом экономики.
Во второй
главе рассматривается
В третьей
главе рассматривается
В заключении изложены основные выводы и подведены итоги, сделанные в ходе изучения материала.
В библиографии
содержится список
В данной
главе будет рассмотрено
Смешанная экономика – это тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами в развитых странах являются частный сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций: каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества [2, 73].
Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.
Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется противоречивым взаимодействием рыночного и государственного экономического и социального регулирования.
Современные смешанные общественно-экономические системы это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. Сужается шкала дифференциации доходов и уменьшается социальное расслоение. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его социальной стабильности.
Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, активная социальная политика государства, включающая развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, ведут к смягчению социальных конфликтов, открывают возможности для постепенного движения развитых стран к социальному консенсусу. Тем не менее, время от времени и в условиях сотрудничества различных социальных групп и слоев вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наемных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие.
Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
Но, тем не менее, все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным показателям.
С минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства. В этой модели преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение в США. Здесь примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства. В данной модели государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции. Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать «социальные выбросы» (проводить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды. Особая задача государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
С максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме (при сохранении рынка). Данная модель основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии, Южной Корее и Китае. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм: разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, обеспечивает сохранность рыночных связей, улучшает положение дел на отдельных видах рынков.
Далее, государство
старается стабилизировать
Государство регулирует социальные отношения. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принимаются меры к развитию образования, здравоохранения [3, 265].
В другой классификации можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолиберальный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции [4, 79].