Китайская модель смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить смешанную экономику как науку,
дать характеристику экономике государства Китай,
изучить смешанную модель экономики в Китае.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…1
1 Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….17
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источнико

Работа состоит из  1 файл

готовая курс.docx

— 109.64 Кб (Скачать документ)

 

 

4.3 Китайская модель смешанной  экономики

 

 

      Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

      В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.

      Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

      С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны.                                     

     С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

      К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

      В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

      Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

      Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста [24].

      Экономическое развитие КНР в 80-90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объём ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения – более чем в 4,4 раза (в 90-е годы – более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трёх десятилетий.

      Таким образом, к концу XX в. Китай сделал грандиозные успехи в проведении структурных преобразований и улучшении социально-экономических параметров вывода страны из нищеты до конкурентоспособного уровня, в первую очередь в Восточно-Азиатском регионе.

      К началу XXI в. КНР стала мировым лидером по производству целого ряда  важнейших товаров: 1-е место по  выплавке стали, добыче угля, производству  цемента, химических удобрений,  телевизоров,  сборам  зерновых (валовой сбор  зерна достигнет в 2005 г. 475 млн. тонн в год), хлопка, масличных культур, табака, мяса, яиц, овощей, фруктов: 2-е - по производству электроэнергии, соли, химических волокон, хлопчатобумажных тканей, мяса, чайного листа. Заметно возросли и объемы продукции на душу населения: 334 кг зерновых, 42,7 кг мяса, 13,6 кг молока, 36,5 кг аквапродукции, что в 2003 г. превысило среднемировой уровень.

      В  значительной  степени  прирост  китайского  ВВП  обеспечивается экспортом. Доля Китая в мировой торговле непрерывно растет: если в 2001 г. Китай 6-й в мире по объему экспорта и 6-й - по размерам импорта, то в 2004 г. внешнеторговый оборот достиг 1155 млрд.  долл.,  увеличившись  на 35,7 % по  сравнению с 2003 г. и Китай по этому показателю вышел на третье место в мире.  В  целом  Китай  первенствует  в  мире  по  объему  производства свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается 50 % продаваемых  в  мире  фотоаппаратов, 25 % стиральных  машин, 20 % холодильников. С 1978 г. среднегодовой прирост внешней торговли составляет 15 %. Уже много лет подряд Китай является первым в мире  экспортером  текстиля,  одежды,  обуви,  часов,  велосипедов, швейных машин. В последние годы он вышел в первые ряды в мире по экспорту мобильных телефонов, лазерных проигрывателей, дисплеев,  кондиционеров,  оптических  элементов,  электроинструментов,  бытовой электротехники,  на  второе  место – по экспорту телевизоров и мотоциклов. Предполагается, что в ближайшие годы Китай станет важным игроком на мировом автомобильном рынке.

      Под  «социалистической  рыночной  экономикой»  в  Китае   понимается  модель рыночной  экономики  с  ведущей   ролью государственного сектора.  Это означает, что в процессе  перехода к рыночной  экономике,  основной  составной  частью  экономики  остаются государственные,  коллективные  и  кооперативные  предприятия. При  этом  задачей «социалистической  рыночной  экономики»  ставится  эффективное  соединение  общественной  собственности  с рыночной  экономикой. Главные  черты включают в себя: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим  руководством  государства,  многоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение  открытости  китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, макроконтроль опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и дифференцированность доходов.

      Помимо  того что предприятия с иностранным капиталом дают более 18% добавленной стоимости китайской промышленности, они же создают около 13% налоговых поступлений в бюджет КНР, охватывая работой при этом более 10% городского населения. Китай сегодня имеет достаточно высокую степень интегрированности в систему мирохозяйственных связей. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долл. Китай занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11-е место как импортер товаров.

      Зарубежные  инвестиции и технологии оказывают  существенное влияние на качественный рост экономики КНР. Импорт капитала и технологий позволяет развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационная индустрия, биотехнология, здравоохранение, образование [25, 224].

 

 

4.4 Китайская модель как  «социалистическая смешанная экономика»

 

      На примере китайской модели анализа  «Свой путь», которому следует Китай,  одновременно вбирает в себя идеи свободного рыночного хозяйства и социальной справедливости.  Это  приближает его к капитализму по методам рыночного регулирования, но сохраняет отличия от капитализма в виде иного характера субъектов товарных отношений и иной регулирующей роли государства. Это дает основание говорить о китайской «социалистической смешанной экономике»  с присущей ей институциональной и организационной спецификой как особого переходном общественном строе,  который можно рассматривать как разновидность «рыночного социализма». В понятиях же марксистской терминологии китайскую модель можно назвать китайским «изданием государственного капитализма»[26, 39]. «Рыночный социализм» роднят с государственным капитализмом такие черты, как многоукладность, внушительное государственное вмешательство в экономику, сращивание государственной бюрократии и делового сообщества в рамках административной вертикали и централизованной структуры.

      Присущие  китайской переходной системе  черты конвергентности делают  ее уязвимой для перекрестной  критики – и за «имитацию:  социализма, и за глубинную капиталистическую  сущность. Критики «справа» видят,  прежде всего, половинчатость  преобразований в рамках «рыночного  социализма», их  «несистемный  характер» и утверждают недолговечность  этой модели, которая тормозит  переход к «цивилизованному»  рынку. Неудивительно поэтому, что многие западные аналитики называют китайское общество «капитализмом с китайской спецификой. Критики «слева» убеждены в перспективе неуклонного «сползания» Китая на принципиально другую траекторию развития, а именно ту, что олицетворяет западная капиталистическая модель, что китайский псевдосоциализм будет все больше воспроизводить  беды, свойственные капитализму, а именно: неравенство в доходах и благосостоянии; негативные эффекты, связанные с разрушением окружающей среды; коммерциализацию общества и стремление к беспрестанному наращиванию индивидуального потребления; макроэкономическую нестабильность, включая безработицу и инфляцию; недопроизводство общественных благ. С этой критикой «рыночного социализма» солидаризируются и российские ученые марксистской ориентации: «Говоря о рыночном социализме, на какой бы позиции мы не стояли, мы всегда должны учитывать, что рыночные отношения всегда порождают определенные (а именно – не- и антисоциалистические) социальные последствия. Мы можем говорить о том, что их надо ограничивать, регулировать и т.п., но важно подчеркнуть: мы признаем, что рынок порождает определенные социальные тенденции, и мы их считаем не социалистическими. Далее, в любом случае мы можем признать, что рынок порождает моральный, нравственный климат, который, вообще говоря, не является социалистическим»[27].

      Поскольку   модель «смешанной экономики», или  «рыночного социализма»  - это  еще никем не пройденный и  не проверенный путь развития,   трудности «первопроходца» очевидны. Эволюция «рыночного социализма» гипотетически может идти в двух направлениях. Один путь -  углубление  реформ по рецептам «асоциального рыночного хозяйства».  Это позволит довести до логического конца уже начатые преобразования (приватизация государственных предприятий, реформа банковской системы), сэкономить на социальных издержках, использовать все потенции стратегии «сравнительных преимуществ», несбалансированного развития  и политики внешнеэкономической «открытости». Сущностные дефекты такого курса: закрепление трудоинтенсивных технологий и экстенсивного пути развития, дальнейший рост имущественного неравенства и обострение социальной напряженности, углубление экологического кризиса. Такой путь развития с либеральным и вестернизаторским уклоном стимулирует развитие политической демократии, но одновременно провоцирует рост оппозиционных и сепаратистских настроений и угрожает единству страны..

      Второй  путь -  поиски такого варианта  «социального рыночного хозяйства», который позволит связать модернизацию  как ответ на глобальные трансформационные  вызовы  с соблюдением принципов  социальной справедливости и  солидарности,  Рост оплаты труда,  увеличение числа рабочих мест, развитие здравоохранения, науки  и образования - главный способ  повышения качества рабочей силы  и  перехода с экстенсивного  на интенсивный путь развития. Эта модель предполагает сохранение  государственного контроля, удержание  в определенных пределах имущественного  неравенства, сокращение региональных  диспропорций и ослабление зависимости   экономического роста от экспорта. Это – сценарий, позволяющий удержать  рыночный механизм в рамках  имеющейся социально-культурной  специфичности, дополнив его набором  моральных норм, включая принципы  коллективности и соблюдения  социальной справедливости, что  позволяет сохранить социалистическую  идеологию. Если первый путь - акцент на экономический рост  как предпосылку решения социальных  проблем, то второй путь - решение  социальных проблем как условие  сбалансированного и устойчивого  экономического роста. 

Если сочетание элементов  разных социально-экономических систем в рамках китайской «смешанной системы» приобретет достаточно устойчивую форму, это может, в конечном счете вылиться в синтез либеральной и социалистической идеи, что приведет к созданию принципиальной новой системы ценностей, подчиненной  задаче самореализации личности и гармонизации межличностных отношений [28, 123].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, США, Германия, Китай).

      В современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

     Сегодня, когда страны в экономическом развитии приближаются к информационной стадии, а их приоритеты перемещаются в направлении удовлетворения общественных потребностей (чистая окружающая среда, высокий уровень и доступность образования, здравоохранения, интересный и высокооплачиваемый труд для всех), возрастает потребность регулирующего вклада государства с целью удовлетворения других потребностей граждан.

      В современном  мире модель свободного предпринимательства  в наибольшей мере присуща таким  странам, как США, а также Гонконг, Тайвань.

      Роль государства во всех экономических  вопросах обычно сводится к  минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская модель. Его предложения могут носить рекомендательный характер. Государство определяет таможенную и налоговую политику, регулирует действия монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике, производит, а в отдельных случаях и распределяет, товары и услуги, контролирует некоторые цены. Сегодня всем ясно, что экономика не может быть оторвана от государства, как и государство не может функционировать, не опираясь на экономику. Однако степень государственного вмешательства в экономику многие страны решают по-разному.

Информация о работе Китайская модель смешанной экономики