Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить смешанную экономику как науку,
дать характеристику экономике государства Китай,
изучить смешанную модель экономики в Китае.
Введение………………………………………………………………………...…1
1 Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….17
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источнико
К странам со смешанным типом экономики могут быть отнесены следующие государства:
1. Шведская модель.
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”. На шведскую модель значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране давно. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается обеспечивать полную занятость населения, устанавливает социальные гарантии, в том числе и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего строя или социально-экономического положения дел в стране.
Коммунальная собственность в стране не слишком велика и сконцентрирована в основном в сфере жилищно-коммунальных услуг. Национализации подлежат предприятия связанные с добывающей промышленностью, транспортом, судостроением. Эти предприятия обычно являются акционерными обществами.
Основой шведской модели является положение о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство не вмешивается в деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан и проводит активную политику на рынке труда, поэтому так велико его роль в управлении национальным доходом. Экономическое регулирование в Швеции имеет всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство [5, 32].
2. Американская модель.
Современная американская модель смешанной экономики представляет собой либеральную рыночную модель, где приоритетными являются частная собственность, рыночно-конкурентные механизмы и высокий уровень социальной дифференциации населения. Для современной модели смешанной экономики в США характерны следующие изменения:
- Значительный рост информационного сектора.
- Усиление неравенства населения, которое становится всё более сложным. Однако оно происходит наряду с резко возросшим жизненным уровнем населения.
Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счёт выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными. Также к отличительным качествам американской модели можно отнести стремление к личной инициативе и личному успеху, а не к работе в группе. По своей сущности эта модель ближе к рыночной, так что государство старается не вмешиваться в экономику. Но в отдельных отраслях промышленности доля рыночного сектора значительно превышает долю частного. В США большую роль в экономике играет наука и наукоемкие отрасли. Значительная доля доходов американских компаний создается за пределами страны, что указывает на глобализацию экономики. Успешное функционирование американской смешанной экономики обусловлено помимо прочих факторов постоянным притоком трудовых ресурсов из-за рубежа.
Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В принятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики.
Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики США в 80-х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80-х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства. Ускоритель этого процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.
Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80-х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.
США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80-х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США, в течение рядя лет, преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. Заграничные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80-х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.
Эта модель, основанная на частной собственности, не ограничивает рыночные механизмы и дает возможность рынку самому находить точку равновесия. Поэтому государство здесь играет регулирующую, а не контролирующую роль. Однако в некоторых отраслях экономики государство сохранило лидирующие позиции. Например, оно контролирует систему образования, оборонную промышленность, ведает социальными вопросами и частично здравоохранением. Государство также оказывает помощь предприятиям и гражданам в виде льготных кредитов, ипотечных программ, выплаты социальных пособий и т. д. Однако социальное неравенство в США достаточно велико, несмотря на все попытки уменьшить разрыв в доходах. Частичное свертывание программ помощи малоимущим и рост конкуренции способствовали этому явлению. В 60-х годах прошлого века пришла кредитно-денежная политика, которая регулировала объем денежной массы в стране путем изменения процентной ставки.
В последние годы повышенное внимание уделяется науке и наукоемким отраслям, поэтому большие средства из бюджета тратятся на оказание финансовой помощи исследовательским центрам, институтам и т. д. Правительство понимает, что без должного развития науки и внедрения новых технологий в производство страна станет неконкурентоспособной на мировой арене. Также в США развита кредитная система. Кредитами повсеместно пользуются не только юридические, но и физические лица. Регулирование этой сферы осуществляется Федеральной резервной системой (ФРС). ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
Американская социально-экономическая модель, в отличие от других моделей, ориентируется на минимизацию участия государства в производстве товаров и услуг, на дерегулирование своей экономики. Доля прямого вмешательства государства в экономику в последние десятилетия здесь явно снижается, а доля государственного финансирования социальной сферы (соцобеспечение, здравоохранение, образование, наука и т.д.) растет.