Китайская модель смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить смешанную экономику как науку,
дать характеристику экономике государства Китай,
изучить смешанную модель экономики в Китае.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…1
1 Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….17
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источнико

Работа состоит из  1 файл

готовая курс.docx

— 109.64 Кб (Скачать документ)

      В экономике США очень мало государственных предприятий, и почти все они находятся в секторах ВПК и АЭС, то есть в стратегически важных видах производства, защищенных социальным законодательством. Вмешательство же государства в производство заключается, в основном, в обеспечении условий частной конкуренции, антимонопольной борьбы, соблюдения контрактных и иных соглашений и правопорядка вообще.

      Американская социально-экономическая модель базируется на акционерном капитале. Бурный рост этой формы частной собственности в США начался раньше, чем в других странах, и шел на протяжении всего ХХ в. Особенно быстро и масштабно нарастала численность мелких совладельцев, предприятий малого бизнеса.

     В отличие от многих других социально-экономических моделей капиталистических государств американская модель в качестве главного источника накопления и инвестиций имеет не кредитно-банковскую, или финансовую систему, а фондовый рынок. При этом огромную роль в инвестиционном процессе страны играют всевозможные частные фонды – пенсионные, инвестиционные, страховые и пр. На их долю приходится до 60% стоимости акций на фондовом рынке США. Именно фондовый рынок обеспечивает быстрый и четкий переход собственности из одних рук в другие, когда предприятия в целом или по частям становятся попросту товаром, ориентирующимся на платежеспособный спрос.

      Практически все финансовые учреждения в США являются частными – акционерными, кооперативными, государству же принадлежит небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые выполняют конкретные функции по поддержанию стабильности главных звеньев кредитной системы, а также кредитованию сельского хозяйства и жилищного строительства.

      Важнейшей чертой американской социально-экономической модели является её ориентация на ускоренный научно-технический прогресс, на формирование инновационной модели своей экономики. В 2006 г. США расходовали на НИОКР 330 млрд. долл., Евросоюз – 150, Япония – 120, Россия – 30-40 млрд. долл. По уровню инновационности и конкурентоспособности своей экономки США идут впереди Японии и ЕС. В США и Великобритании, где наука и предпринимательство тесно связаны друг с другом, большое распространение получили крупные территориальные научно-производственные комплексы в виде технопарков и технополисов, которые пользуются активной поддержкой государства и местных органов власти, – в США их более трехсот.

      Американская социально-экономическая модель традиционно опирается не только на рыночные биржевые и инновационные ценности, но и на ценности протестантизма – независимость, прагматизм, личную ответственность и инициативу. Здесь традиционно действует принцип «помоги себе сам», а не расчет на помощь со стороны, в частности от государства. В США трудно себе представить такие государственно-частные монополии, как, например, Газпром, Авиапром или РАО ЕЭС [5, 79]. 

      3. Германская модель.

      Современная модель  смешанной экономики в Германии  представляет собой социальное рыночное хозяйство, где рыночные принципы сочетаются с функционированием многослойной  институциональной структуры субъектов социальной политики, призванной смягчить их жесткость или элиминировать их  недостатки. В связи с этим  важнейшей задачей правительства становится обеспечение баланса между рыночной  эффективностью и социальной справедливостью.

      В основе  рыночной  эффективности лежат принципы  конкурентной политики, среди них, принцип «оптимальной интенсивности» конкуренции. Он предполагает  «широкую»  олигополию с умеренной индивидуализацией продукции. Основные принципы конкурентной политики отражены в конкурентном праве, которое все в большей степени  ориентируется  на европейское. Особое внимание в нем уделяется защите качества конкуренции. В процессе конкурентной борьбы могут быть использованы только те средства, которые обеспечивают эффективность процесса и делового общения. В случае нарушения  общепринятых  этических  норм  предусматривается  возмещение ущерба. Наряду с этим товарные знаки и марки защищены правовыми нормами и приняты ограничения во времени для патентов (20 лет).

      Эффективность  рынка в Германии определяют  по его соответствию интересам потребителя  (т.е. суверенитета потребителя).  Во  избежание  стать «забытым  социальным  партнером»  на  уровне  правительства  постоянно принимаются  меры  по  элиминированию  «навязчивой»  рекламы  и недостаточной  прозрачности  рынка. Однако  эффективная  конкуренция предусматривает ответственность, инициативу и активность каждого человека в обеспечении своего существования по принципу «всё, что человек в состоянии сделать сам, не должно выполнять за него общество» (так называемый принцип дополнительности). В социальной политике германского правительства предусматривается справедливость,  социальная  защита  и  социальный  мир.  Социальная справедливость предполагает справедливое распределение произведенных благ среди всех  членов  общества. Она призвана сглаживать неравномерность в первичном распределении доходов. Государство в этом  случае  гарантирует определенный уровень жизни каждому гражданину своей страны. Социальная защита  охватывает  мероприятия, которые предохраняют  население от различных жизненных рисков  (страхование на  случай  болезни,  несчастных случаев,  выплата пенсий  и пособий по  безработице и др.),  т.е.  государство берет на  себя  ответственность за  условия существования каждого члена общества.  Социальный  мир  предусматривает  социальное  согласие  на  уровне всех социальных групп.

      В   связи  с  обеспечением  сочетания   рыночной  эффективности  и  социальной  справедливости  правительство   осуществляет  активную государственную  политику. Несмотря на это, в экономике Германии появились тенденции, аналогичные американским.  В  частности,  в  стране  возникли проблемы,  связанные  с  занятостью  населения.

      Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

      - индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное  равенство  - рыночное распределение  доходов  обусловлено объемом  вложенного  капитала или количеством   индивидуальных усилий, в то время   как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве; - антициклическое  регулирование; 

- стимулирование  технологических  и организационных инноваций;

- проведение  структурной  политики;

- защита  и поощрение  конкуренции. 

     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

      Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

      В современное  время Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.

      Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.

Доля  государственных  расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных  расходов порождает проблему с дефицитом  бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного  хозяйства Германии консолидация восточных  и западных земель.

      Для экономики  Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС [5, 128].

      4.Японская  модель.

      Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув пика в 50-х годах (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), обнаружили затем долговременный понижающийся тренд: в 60-х — 11,3%. За этим трендом стоит смена этапов экономического развития страны. Среди них — этап реформ первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), этап высоких темпов роста (1955—1973 гг.), этап адаптации к росту цен на сырье и топливо и к интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и этап структурного кризиса 90-х годов.

     В годы «экономического чуда» Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий.

      Сегодня Япония единственная из развитых стран  проводит широкомасштабные экономические  реформы.

     Начиная с 1994 г. правительство принимало годовые программы дерегулирования, а в 1998 г. была принята трехлетняя программа, пересмотренная и дополненная 31 марта 2000 г. В ней было намечено дерегулирование трудовых отношений (условий найма рабочих и служащих), сделок с недвижимостью, банковского дела, страхования, операций с ценными бумагами. В Японии, где долгосрочное планирование было сначала ориентировано на экспортный потенциал, добились успехов в обеспечении экономического роста. Однако вследствие ухудшения общемировой экономической конъюнктуры появились трудности, связанные с платежным балансом и инфляцией. Проблема была решена двумя способами. Во-первых, японские компании добились успехов за счет концентрации и интернационализации производства. Во-вторых, были созданы условия для доступа иностранного капитала в страну. Сначала было разрешено его участие в пропорции 50/50, а затем число предприятий для иностранного капитала было расширено. В результате в Японии, как и в других странах неоэтатистской ориентации, интерес к долгосрочному планированию и государственному регулированию упал.

      Японская  модель  смешанной экономики представляет  собой модель регулируемого корпоративного  капитализма,  в которой благоприятные возможности накопления  капитала  сочетаются  с активной  государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Экономике Японии 90-х годов ХХ в. были  присущи проблемы,  связанные с потерей индекса конкурентоспособности;  с организацией  новой волны экспортной экспансии в Азии; с последствиями азиатского финансового кризиса; с темпами экономического  роста.  Свою  первую  позицию в индексе конкурентоспособности Япония потеряла еще в 1991 г. В последующие годы положение ухудшилось: в 1995 г. - пятая позиция, в 1997 г.- десятая, в 1998 г. - восемнадцатая позиция. Причем в 1998 г. Япония пропустила вперед не только индустриальные страны, но и Тайвань, Австралию и Новую Зеландию. Такая ситуация  была  обусловлена политикой дешевого  доллара,  проводимая  США, желающими расширить «свою собственную экспортную  экспансию».

      В 2000 г. прирост ВВП составил 2,4%, промышленного производства — 5,9%. Началось  дерегулирование рынка труда. Численность  работающих по временным контрактам начала расти после того, как были сняты ограничения на профессии по временному найму. До последнего времени японские компании устанавливали низкий возрастной лимит (40 лет) для приема на работу, но в конце 2000 г., по примеру США, возрастной лимит был вообще отменен. К концу 2000 финансового года (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5,6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета. Кроме того, держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, могут начать предъявлять эти бумаги к продаже. На внутреннем рынке оптовые цены практически неизменны. Их годовой прирост на 0,1% объясняется только подорожанием импортной нефти. Розничные цены снизилась на 0,7%. Это считается тревожным явлением, напоминающим об опасности «дефляционной спирали». Цены на товары длительного пользования снизились больше всего — на 20% по сравнению с уровнем 1995 г. Растущий импорт из Китая и других стран с низкими издержками тоже оказывает давление на цены. Но важнейшей причиной снижения цен является вялость потребительского спроса [5, 196]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Китайская модель смешанной экономики