Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………
Итак, в конкурентной системе ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше.
Критики
конкурентной системы отмечают также
ее недостаточную способность в
распределении экономических
Нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Конкуренция порождает заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в нераспространении в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней совсем также нельзя.
Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.
Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.
Субъекты, к монопольному положению которых государство проявляет такую лояльность обычно являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта.
Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.
Общественное
регулирование деятельности естественных
монополий может осуществляться
на основе использования различных
форм. Обычно государство прибегает к
ценовому контролю, устанавливая или конкретные
значения цен, или их предельные уровни
для предприятий-монополистов. Нередко
государство для таких субъектов определяет
территорию деятельности, контролирует
качество продукции. Степень ограничений
еще зависит от того, является ли естественный
монополист частной или государственной
структурой.
2.2 Регулирование роста предприятий.
Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом - это давний спор, который ведут экономисты.
Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:
1.
Горизонтальный рост. Это расширение
объемов производства
2.
Вертикальный рост. Это расширение
объемов производства
3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.
Государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям.
Снижение
или устранение конкуренции может
произойти не только при слияниях.
Контроль над акционерным предприятием
осуществляют те лица, которым принадлежат
акции. Чем больше акций у какого-то
лица, тем сильнее его влияние
на деятельность предприятия. Поэтому
Государство должно осуществлять контроль
за крупными продажами и покупками акций,
производить экспертизу этих сделок на
предмет их влияния на конкуренцию, принимать
по ним соответствующие решения, вплоть
до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность
государства не должна быть прямолинейной
и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать
и многие другие обстоятельства, потому
что нередко возникают случаи, когда потери,
вызванные снижением конкуренции, могут
быть с лихвой компенсированы выигрышем
в других вопросах (например, повышением
производительности, сохранением рабочих
мест, улучшением качества).
2.3 Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция.
Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.
Что
касается недобросовестной конкуренции,
то таковой обычно признается распространение
необъективной информации о характере
и свойствах товара, способах его
изготовления, качестве, пригодности
к применению, использование без
разрешения товарного знака, самовольное
использование или разглашение конфиденциальной
информации, некоторые другие действия.
Они должны соответствующим образом пресекаться
государством, которое должно обеспечить
использование только законных и честных
методов ведения конкурентной борьбы.
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России.
3.1
Особенности Российского
Монополизма
Конкуренция стимулирует
Монополии существуют во всём
мире. Своеобразной монополией в
бывшем СССР была командная
экономика, построенная на
Советской экономике была
Но социалистические монополии
существенно отличались от
Специфика российских
После начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтоб она позволяла надёжнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».
Для реализации
В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Пока уровень развития
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
Малый бизнес не совсем получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.
Как показывает зарубежный
Для развития малого бизнеса
необходимы доступные кредиты
и льготное налогообложение,
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);
Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;