Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………
Рассмотрим
достоинства совершенной
В условиях совершённой конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=AC=P (см. приложение А).
Конечно,
в течение короткого отрезка
времени в условиях совершенной
конкуренции фирма может
Совершенная
конкуренция помогает распределить
ограниченные ресурсы таким образом,
чтобы достичь максимального
удовлетворения потребностей. Это обеспечивается
при условии, когда P=MC. Данное положение
означает, что фирмы будут производить
максимально возможное
Возникает
своеобразный парадокс: в условиях
равновесия на всех фирмах данной конкурентной
отрасли издержки должны быть одинаковы.
Такая предпосылка кажется
В экономической теории
Таким
образом, вся экономия, полученная за
счёт более эффективных ресурсов,
расходуется на их оплату. Это объясняет
тенденцию к равенству
Вместе с тем совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Противоположностью
совершённой конкуренции
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на неё, изменяя количество товара.
Монополия
возникает там и тогда, где
и когда велики барьеры для
вступления в отрасль. Это может
быть связано с экономией от масштаба
(как в автомобильной и
Государство создаёт официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшнл Бизнес Машин», «Сони» и т. д. Монопольное положение, закреплённое патентом, служит стимулом капиталовложений и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путём выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социалистического направления дали массу красочных описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), В. И. Ленина «Империализм как высшая фаза капитализма» (1916 г.). Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и «нечестная конкуренция» в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Итак, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Силу
монопольной власти отдельной фирмы,
однако, не стоит преувеличивать. Даже
чистая монополия вынуждена считаться
с потенциальной конкуренцией импортных
товаров. Эта конкуренция может
обостриться в связи с
Иное дело – монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита.
Очевидно, что административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят НТП в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надёжно ограждает их и от иностранных конкурентов.
Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Лёгкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе и т.д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителей. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «Олигополия» (греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании («Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер») приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на несколько фирмах.