Конкуренция и её роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.83 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  достоинства совершенной конкуренции.

     В условиях совершённой конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство  MR=MC=AC=P (см. приложение А).

     Конечно, в течение короткого отрезка  времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая  предпосылка нереальна, так как  в условиях свободного входа и  выхода из отрасли слишком высокая  прибыль привлекает в данную отрасль  другие фирмы, а убыточные фирмы  разоряются и уходят из отрасли.

     Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального  удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение  означает, что фирмы будут производить  максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны  цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая  эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция  заставляет фирмы производить продукцию  с минимальными средними издержками и продавать её за цену, соответствующую  этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции  были выше цены (AC>P), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (AC<P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм  рано или поздно свёл бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создаёт ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

     Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более  современное и эффективное оборудование, третьи – более квалифицированных  работников,  четвёртые – наилучших  менеджеров. Да и вообще, не может  быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более  низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о  том, что средние издержки для  всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

       В экономической теории существует  следующее объяснение этого парадокса:  предполагается, что владельцы более  совершенных ресурсов получают  большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие  – большую заработную плату,  за более совершенные машины  приходится платить более высокую  цену и т.д. 

     Таким образом, вся экономия, полученная за счёт более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет  тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

     Вместе  с тем совершенная конкуренция  не лишена и ряда недостатков:

  1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия в масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
  2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  3. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры (например, монополистическая конкуренция и часто олигополия) - порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукта расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают на то, что поскольку она не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта модель рынка не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.

     Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции  не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции  компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

         Чистая  монополия

 

     Противоположностью  совершённой конкуренции является чистая монополия   (от. греч. «моно» - один, «полио» - продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальная и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВВП создаётся в условиях, близких к чистой монополии.

     Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален. Это в полной мере можно  отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в  отрасли к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в  отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии  являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на неё, изменяя  количество товара.

     Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной  промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в  сфере почты, связи, газо-и водоснабжения – закрепляют своё монопольное положение, получая привилегии от правительства).

     Государство создаёт официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшнл Бизнес Машин», «Сони» и т. д. Монопольное положение, закреплённое патентом, служит стимулом капиталовложений  и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путём выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.

     Монополия может иметь своей основой  исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы  производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании «Де  Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

     На  рубеже прошлого  и нынешнего  веков публицисты социалистического  направления дали массу красочных  описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.),  В. И. Ленина «Империализм как высшая фаза капитализма» (1916 г.). Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и «нечестная  конкуренция» в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

     Итак, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких  заменителей (субститутов), если она  ограждена от непосредственной конкуренции  высокими входными барьерами в отрасль.

     Силу  монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться  с потенциальной конкуренцией импортных  товаров. Эта конкуренция может  обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а  также «борьбой за доллары потребителя» со стороны других фирм, каждая из которых  стремится увеличить долю своих  товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по её законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное  законодательство, существующее во всех развитых странах.

     Иное  дело – монополия в условиях административно-командной  системы. Такая монополия базируется на государственной собственности  на средства производства и действует  в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита.

     Очевидно, что административной монополии  конкуренция угрожает в гораздо  меньшей степени, чем чистой монополии  в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты  через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят НТП в своей стране. Им  не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надёжно ограждает их и от иностранных конкурентов.

     Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной  властью, чем экономическая монополия.

         Монополистическая конкуренция

     Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

     Монополистическая конкуренция возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически  невозможен. Каждая фирма действует  на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать  и учесть действия всех остальных  участников конкуренции практически  невозможно.

     Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  для сбыта своей продукции. Монополистическая  конкуренция широко представлена в  отраслях, производящих предметы потребления. Лёгкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе и т.д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителей. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.

     В условиях дифференциации экономических  благ трудно найти две фирмы, которые  производили бы один и тот же продукт  или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так  как наблюдается нечто вроде  континуума продуктов и услуг.

     Важное  значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся  для начала дела, как правило, невелик.

     Лёгкое  вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения  для вступления в отрасль. Ими  могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного  характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

         Олигополия

     Олигополия  – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

     Первая  характерная черта олигополии заключается  в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «Олигополия» (греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании («Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер») приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на несколько фирмах.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике