Конкуренция и её роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.83 Кб (Скачать документ)

           Позитивные и негативные последствия конкуренции

     В силу своей противоречивой природы  конкуренция несёт в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия и действия. С одной  стороны, она выступает как внешняя  принудительная сила, которая побуждает  её участников в процессе заботы о  своих собственных мирохозяйственных  интересах способствовать общественному  прогрессу.

     Позитивные  последствия конкуренции:

    1. Способствует более эффективному использованию ресурсов.
    2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
    3. Создаёт условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.
    4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей.
    5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
    6. Выравнивает норму прибыли и уровень заработной платы в различных сферах экономики.

     Однако, как какой-либо общественный процесс, конкуренция имеет и негативные последствия. Поэтому переоценивать  её возможности в реальной предпринимательской  деятельности не следует. Более того, учитывая, что негативные последствия  конкуренции органично свойственны  рыночному механизму, основанному  на частной собственности (стихия, анархия), необходимо в конкурентной стратегии  постоянно предусматривать локализацию  этих последствий.

     Негативные  моменты конкуренции:

  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.).
  2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды.
  3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.).
  4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства.
  5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
  6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной        несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
  7. Способствует возникновению экономических кризисов.
  8. Выступает фактором монополизации экономики.
 
 

     Функции конкуренции 

     Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

     Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

     - предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

     - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции).

     Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

     Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.

     В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков.

     Поэтому государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

     - качество конкуренции;

     - само существование конкуренции;

     - цены и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

     - предлагаемая услуга должна быть  соразмерной по цене и другим  договорным условиям;

     Проблема  ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.

     Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый  и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.  

         Виды  конкуренции

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

     Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

     Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

    1.3 Основные модели рынка.

     Взаимодействие  между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения  и спроса, происходит на рынке. Решения  продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок  товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей  экономического исследования могут  быть различные классификации рыночных структур.

     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

  1. совершенная (чистая) конкуренция
  2. чистая монополия
  3. олигополия
  4. монополистическая конкуренция

     На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует  множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям.

     При несовершенной конкуренции расщепление  экономической власти ослаблено  или вовсе отсутствует. Поэтому  производитель приобретает известную  степень влияния на рынок.

     Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

     Прежде  всего, надо установить, по каким критериям  различаются рыночные структуры, которые  сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или  иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

  • количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
  • характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
  • наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
  • степень доступности экономической информации.

     В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется  лишь несколько крупных фирм. Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

     Каждая  отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они  легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

     Наконец, в отдельных отраслях наблюдается  различная степень доступности  экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере  конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так  как на рынке выступает множество  фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности  не влияет на уровень цен. Поэтому  соседи могут делиться своей технологией  выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных  фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

     Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при  производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия  совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма  в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому  обычно называют формами несовершенной  конкуренции.

         Чистая (совершённая) конкуренция

     Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции  не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия  совершенной конкуренции не встречаются  в реальной действительности, т. е. совершенная  конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике