Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………
В
силу своей противоречивой природы
конкуренция несёт в себе одновременно
как позитивные, так и негативные
последствия и действия. С одной
стороны, она выступает как внешняя
принудительная сила, которая побуждает
её участников в процессе заботы о
своих собственных
Позитивные последствия конкуренции:
Однако,
как какой-либо общественный процесс,
конкуренция имеет и негативные
последствия. Поэтому переоценивать
её возможности в реальной предпринимательской
деятельности не следует. Более того,
учитывая, что негативные последствия
конкуренции органично
Негативные моменты конкуренции:
Функции
конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-
предприятия, которые
-
предприятия, которые не
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.
Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
-
само существование
-
цены и качество изделий
-
предлагаемая услуга должна
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.
Главная
роль в ее решении отводится государству,
сам рынок, как показывает прошлый
и современный опыт, недостаточно
дееспособный в защите конкуренции.
По
методам осуществления
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Взаимодействие
между продавцами и покупателями,
выступающими предъявителями предложения
и спроса, происходит на рынке. Решения
продавцов и покупателей
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
На
рынке совершенной конкуренции
расщепление экономической
При
несовершенной конкуренции
Степень
несовершенства рынка зависит от
разновидности несовершенной
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая
отрасль характеризуется
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.