Конкуренция и её роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее сущность и функции, влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1гл. Сущность, значение и виды конкуренции………………………………..4
Понятие конкуренции и её роль в экономике…………………4-6
Сущность, виды и функции конкуренции……………………...6-13
Основные модели рынка……………………………………….13-24
Способы ведения конкурентной борьбы…………………....24-30
2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством……………………………………………………………..............31
Естественные монополии и контроль над ними……………31-32
Регулирование роста предприятий………………………….33-34
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция……..34
3гл. Антимонопольное законодательство и особенности антимонопольной политики в России………………………………………………………………35
3.1 Особенности Российского монополизма………………………...35-38
3.2 Методы антимонопольной политики……………………………39-45
Заключение…………………………………………………………………...46-48
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.83 Кб (Скачать документ)

     Следует лишь отметить, что эти данные, как  и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они  либо преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации.

     Олигополистические  ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные  товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

     Второй  характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая  выступает как важнейшая причина  широкого распространения и длительного  сохранения олигополистических  структур.

     Эффект  масштаба – важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией

     Среди других причин – монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-10-е гг. мировой рынок  нефтепродуктов контролировал нефтяной картель «Семь сестёр»), запредельно  высокие расходы на рекламу (как  в производстве сигарет, прохладительных  напитков или шоу-бизнесе). Есть и  некоторые другие барьеры, естественно  сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они  возникают вновь и вновь.

     Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число  фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена  принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

     Всеобщая  взаимозависимость проявляется  и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается  договорённость с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

    1.4 Способы ведения конкурентной борьбы

 

        Конкуренция в переводе с латинского  языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

        Конкуренция является определяющим  фактором упорядочения цен, стимулом  инновационных процессов (внедрение  в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

        Конкуренцию можно условно разделить  на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. 

      

         Добросовестная  конкуренция и  недобросовестная конкуренция

 

       Основными методами являются:

       - повышение качества продукции

       - снижение цен ("война цен")

       - реклама

       - развитие до- и послепродажного  обслуживания

       - создание новых товаров и  услуг с использованием достижений  НТР и т.д. 

       Одной из традиционных форм  конкурентной борьбы является манипулирование ценами, "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

       Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за  качество предлагаемого на рынок  товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества  или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со  стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

        Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей.

        В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

         Но наряду с методами  добросовестной  конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения  конкурентной борьбы:

      
  Основными методами являются:

         - экономический (промышленный шпионаж)

         - подделка продукции конкурентов

         - подкуп и шантаж

         - обман потребителей

         - махинации с деловой отчетностью

         - валютные махинации

         - сокрытие дефектов и т.д.

        К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она  находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве  в виде конкретных товаров  или новых технологий.  

         Современный  экономический  шпионаж

      

       Часто термины "промышленный" и "экономический" шпионаж  используют как синонимы. Но между  ними существует определенная  разница, т.к. в принципе промышленный  шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это:

      1). рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;

      2). сумма доходов предприятий,  организаций и населения в  материальном и нематериальном  производстве и амортизационных  отчислений) , его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

        Ответ на вопрос, почему экономический  шпионаж интересуется вышеперечисленными  показателями государства, заключается  в том, что многие страны  дают обобщенные данные, из которых  трудно установить формирование  доходов и расходов той или  иной отрасли или всего государства.  Особенно это относится к таким  сферам, как финансирование различного  рода научно-исследовательских работ  в области ядерной физики и  электронике, космической промышленности  и др. То же относится и к  содержанию различного рода спецслужб. 

        В принципе, в наше время, любое  правительство хорошо развитой  страны располагает крупными  денежными средствами, не контролируемыми  парламентом. Эти  суммы могут  быть скрыты в различных статьях  государственных расходов или  не учтены в публикуемом государственном  бюджете. Таким путем скрытого  финансирования была создана,  например, атомная бомба в США.  Ее создание стоило правительству  2 млрд. долларов.

        Основными объектами внимания  промышленного шпионажа являются  патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический  шпионаж  кроме промышленных  секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных  групп общества.

        С развитием промышленного шпионажа  промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты  научно-технических исследований, проекты  и эскизы любой своей продукции.

        Существуют различные способы  получения конфиденциальной информации  о деятельности конкурентов, как  законных, так и незаконных. Законными  средствами считаются сбор и  анализ информации из официально  публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов  и т.д.

        Основными законными путями сбора  информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты  о деятельности фирм; сведения, данные  публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты и др.

        Так как каждая ТНК знает  о возможных  действиях, исследований  против нее со стороны конкурентов,  то в официальных публикациях  и отчетах каждая ТНК старается  дать минимальную информацию  о своей деятельности и финансовом  положении, о научно-исследовательских  работах. В основном, любая крупная   компания составляет несколько  вариантов отчета.

        Отчет, отражающий истинное состояние  дел, в считанных экземплярах  представляется высшим руководителям  ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.

        Другой вариант отчета, из которого  исключена наиболее важная и  личная информация, структура производственных  издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из  среды основных акционеров.

        Возможен и третий - популярный  вариант отчета, в котором отсутствует  практически всякий смысл, но  зато присутствуют отличные иллюстрации,  отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

        Но конкурирующие фирмы, зная  о возможных способах  сокрытия  информации, осуществляют сбор конфиденциальной  информации следующими путями:

     - различного рода вопросы, задаваемые  специалистам конкурента

     - приглашение на работу специалистов  конкурента

     - ложные предложения работы специалистам  из фирм-конкурентов без намерения  брать их на работу

     Также могут быть реализованы следующие  способы:

     - тайное наблюдение за интересующим  специалистом, отделом, лаборатории

     - использование профессиональных  шпионов для получения информации

     - подкуп сотрудников из основных  отделов конкурента

     - внедрение "нужных"  лиц в  структуру фирмы-конкурента

     - подслушивание разговоров и т.д.

     - похищение чертежей, образцов, документов. 

        Еще одним из эффективных способов  экономического шпионажа является  внедрение  "своего человека" в государственные органы, призванные  регулировать деятельность промышленных  монополий, что позволяет получать  необходимую информацию о конкурентах,  контролировать действия связанные  с антимонопольной политикой  и т.п. 

        Подводя итог  вышесказанному  можно сделать вывод, что основной  идей промышленного шпионажа  для ТНК является сохранение  своих секретов и получение  информации о секретах конкурента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2гл. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.

 

2.1 Естественные монополии и контроль над ними.

     Сама  по себе конкуренция не является идеальной  формой экономических отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.

Информация о работе Конкуренция и её роль в экономике