Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:06, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в обширности проявления монополизации в РФ, что ухудшает положение российского рынка в целом.
Цель курсовой работы – это объяснение причины возникновения монополий в РФ.
Задачи – показать на практике, приводя примеры негативных последствий влияния монополий, методы борьбы с монополиями.
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Совершенная конкуренция
2. Рынок несовершенной конкуренции …………….
2.1. Рынок монополии и ее разновидности ……………. 9
17
2.2. Всемирные корпорации и их роль в экономике………………. 21
2.3. Антимонопольная политика государств………………………. 29
3. Путь развития конкуренции и монополии
3.1. Конкуренция и монополия в XIX – XX вв. ……..…………. 34
Заключение ....................................................................................... 40
Список использованных источников................................................ 42
поведения в условиях школы
стране ситуация коренным образом отличается от традиционных рыночных стран. Поэтому необходим анализ современной ситуации на Российском рынке товаров производственного потребления. Этой задаче посвящаются следующие разделы работы.
2.2. Всемирные корпорации и их роль в экономике
Главной силой, формирующей мировое хозяйство, являются транснациональные корпорации (ТНК). ТНК создают экономическую ткань современного мира, а их совокупность образует самодостаточный транснациональный капитал, ведущую организацию современной мировой экономики. Одним из наиболее важных показателей ТНК являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), цель которых состоит в установлении контроля над другими компаниями.
Особой формой объединения корпораций стали стратегические или «виртуальные» альянсы, получившие большое развитие в 90-е годы ХХ в. и в начале XXI в. В это время в мире насчитывалось уже несколько тысяч стратегических альянсов.[1] Стратегические альянсы альянсы были соглашениями об относительно положительной кооперации двух или более партнёров для достижения коммерческих целей, идущих дальше обычных торговых операций. Они получили особенно большое распространение в молодых, динамичных и высокотехнологичных отраслях. Рост ПИИ в 2004-2007 гг. в значительной определялся активизацией крупных трансграничных слияний и поглощений. Ежегодный объём таких инициатив растёт в это время на 80-90%. В 2004 г., например, их число достигло 6134, из которых 141 были отнесены к категории мегапроектов, т.е. проектов стоимостью более 1млрд дол. В них участвовали наиболее крупные корпорации.
Решающее значение среди десятков тысяч ТНК приобрели сегодня всего несколько сотен особенно крупных корпораций. Приведу наиболее важные макроэкономические свидетельства их совокупного влияния.[2]
С помощью данных о капитализации на фондовом рынке Thompson Financial Data Base выделила 800 крупнейших компаний. Общий объём оборотов этих очень крупных корпораций составляет сегодня порядка 33% мирового ВВП.[2]
Эти данные одним из первых
проанализировал профессор
Современная экономичная теория различает несколько видов монополистических состояний: простая или полная (чистая) монополия, олигополия, монопсония, олигопсония. Полная или чистая монополия означает ситуацию, если существует единый производитель или продавец какого-либо вида продукции. Это означает, что исключительное право на владение и распоряжение определенным материальным или нематериальным благом сосредоточивается в одних руках. В условиях чистой
монополии область состоит из одной фирмы, то есть понятие “фирма” и “область” совпадают. На первый взгляд такая ситуация маловероятная и, действительно, в масштабах страны встречается очень редко. Тем не менее, если взять более скромный масштаб, например, маленький городок, то ситуация, где наблюдается чистая монополия будет довольно типичной. В таком городке существует одна электростанция, одна железная дорога, единый аэропорт, один банк, одно крупное предприятие и т.д. Для примера: в США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов), товар, который выпускается, есть в некоторой мере уникальным. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, типичным примером которых есть муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист владеет реальной властью с точки зрения реализации продукта, в некоторой мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, если барьеры для входа в область тяжело преодолеть. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. В соответствии с патентным законодательством США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением на протяжении 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развития таких компаний, как “XEROX”, “Eastman Kodak”, “International Business Machine” (IBM), “SONY” и т.д. Вступление к области может быть существенным образом ограниченный и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (враче, таксисты, и много других). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-нибудь ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “ Бірс”, которая уже давно владеет богатейшими алмазными приисками в Южной Африке и потому контролирует от 80 до 85% предложения на мировом рынке алмазов[6]
В наше время жесткие действия, связанные с использованием монопольного положения, как и недобросовестная конкуренция в целом, строго запрещенные в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на окраине цивилизованного мира.
Современная теория выделяет три типа монополии: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как заговор; 3) монополия, которая базируется на дифференциации продукта.
Все вышесказанное о чистой монополии касается первого типа монополий. Достичь такого монопольного положения нелегко и об этом свидетельствует сам факт редкости таких образований.
Более доступным и распространенным есть путь заговора или соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать на рынке условия, если продавцы (производители) находятся в “одной команде”, устраняется конкурентная борьба, прежде всего ценовая и через это потребитель оказывается в безальтернативных условиях. Такие соглашения вели к созданию разных форм монополий. Первыми с таких были начальные объединения — пулы, рынки, конвенции, корнеры, которые представляло собой временные соглашения между предприятиями, как правило одной области, с целью поддержания определенного уровня цен или деления полученной прибыли. Тем не менее такие объединения не были стойкими и создавались лишь на короткий срок для получения одноразовой или многоразовой прибыли.
Проникновение монополий
во все сферы общественного
Картель — это объединения нескольких предприятий одной области производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую стоимость, а договариваются о частице любого в общем объеме производства, цены, рынки сбыта.
Синдикат — это объединения ряда предприятий одной области промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов реализация продукции осуществляется через специально созданную общую сбытовую контору.
Более сложные формы
Именно на этой основе возникшая такая более сложная форма монополистических объединений, как трест.
Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких областей
промышленности, участники которого теряют собственность на средства
производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, то есть происходит объединение производства, сбыта,
финансов, управление, а в зависимости от суммы вложенного капитала собственники отдельных предприятий, которые входят в состав треста, получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли. Опираясь на свою власть, компании-тресты проводили в границах своих областей выгодную им политику и принуждали следовать ей других отраслевых производителей. Примером могут служить американская черная металлургия, нефтепереработка, алюминиевая, табачная промышленность периода конца ХІХ - начала ХХ ст. В начале ХХ ст. в США действовало свыше 800 трестов, в состав которых входило свыше 5 тыс. предприятий с капиталом свыше 7 млрд. долл.
Крупнейшими трестами были “Стандарт ойл”, “Юнайтед Стейтс Стол”, “Дженерал Электрик” и др. В других странах развитого капитализма в качестве отраслевых монополий выступали картели и синдикаты[7].
Сложное взаимодействие монополии и конкуренци было характерной и для областей, охваченных картелями и синдикатами. Яркий поэтому пример — история немецких картелей. Преобладающая их большинство в первые десятилетия ХХ ст. была весьма непрочной. Если в благоприятных условиях они функционировали, то в “плохие времена” рассыпались, так как участники соглашений стремились проводить самостоятельную рыночную политику. В многих областях немецкой промышленности сложился своеобразный ритм развития картелей. Их формирование в той или другой
области обычно характеризовалось изъятием или минимизацией ценовой конкуренции и повышением цен. Это, как правило, привлекало в область новых производителей. Не будучи связанными картельными соглашениями, они начинали усиленную ценовую конкуренцию. Снижая цену, новые независимые фирмы захватывали значительную часть отраслевого рынка. В результате судьба членов картелей сокращалась, что нередко вело к уменьшению объема их производства и соответственно росту затрат.
Последнее, как правило, вызвало распад картелей, в области начиналась острая ценовая конкуренция. После периода неограниченной ценовой конкуренции снова возникали картельные соглашения, к которых подключались и “новички”. Дале цикл повторялся[8] .
С помощью механизма
монополистических объединений, как многоотраслевой концерн. Он есть
объединением десятков, а в многих случаях даже сотен предприятий, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. Среди 500 мощнейших монополий США свыше 90% существуют в форме многоотраслевых концернов. Лишь 5% среди этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, а подавляющее большинство их имеет в
своем составе в среднему предприятия 11 областей, а наиболее могущественные монополии - до 30-50 областей.
Вообще в мировой экономике наметились две области усиленной диверсификации. Во-первых, это компании традиционных областей промышленности (исчерпание источников накопление в основных производствах толкает их на поиск новых инвестиционных возможностей). В последние годы наблюдается “бегство” капитала из базовых областей в новые научные области и в сферу услуг. Вкладывая деньги в электронику, робототехнику, воинский бизнес, аэрокосмическую промышленность,
большие компании традиционных областей стремятся проникнуть в высокодоходный бизнес и использовать новую технику и технологию для модернизации устаревших мощностей в профилирующих производствах. В компании “Дженерал Электрик”, например, только за 1980 - 1986 гг. судьба наукоємних производств в общей выручке выросшая с 31 до 44%, сферы услуг — с 23 до 29%, а основного промышленного ядра — сократилась с 1/2 до 1/4 [9] .
Другие компании традиционных областей находят иные пути выхода из кризисного состояния. “Юнайтед Стейтс Стол”, например, поглотила две огромных нефтяных фирмы — “Марантон Ойл” и “Тексас Ойл енд Гес”. Уже в наше время она изменила свою отраслевую принадлежность: производство стали и металлопродукции не является профилирующим (кроме нефтяного бизнеса, компания занятая производством и сбытом разных видов химикатов, бурового оснащения и т.п.).