Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:06, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в обширности проявления монополизации в РФ, что ухудшает положение российского рынка в целом.
Цель курсовой работы – это объяснение причины возникновения монополий в РФ.
Задачи – показать на практике, приводя примеры негативных последствий влияния монополий, методы борьбы с монополиями.
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Совершенная конкуренция
2. Рынок несовершенной конкуренции …………….
2.1. Рынок монополии и ее разновидности ……………. 9
17
2.2. Всемирные корпорации и их роль в экономике………………. 21
2.3. Антимонопольная политика государств………………………. 29
3. Путь развития конкуренции и монополии
3.1. Конкуренция и монополия в XIX – XX вв. ……..…………. 34
Заключение ....................................................................................... 40
Список использованных источников................................................ 42
поведения в условиях школы
Вторая область активной диверсификации — информационный комплекс. Быстрое расширение рынков и их потреблении, динамичность научно-технической базы создают возможности для организационного объединения технологически связанных производств с целью усиления конкурентных позиций. Большие фирмы и здесь находятся на передовых позициях диверсификации. Ведущая компания в электронике — “IBM” — выпускает разнообразнейшие типы электронного оснащения — микропроцессоры, системы автоматизации проектирование и производства,
лидирует в производстве ЭВМ. Ее специальные подразделы разрабатывают
программы для компьютеров, предоставляют услуги по переработке информации, разработки и эксплуатации компьютерных систем.
Третий тип монополий исследованный и описанный американским экономистом Едвардом Чемберленом и потому получил название монополий Чемберлина. Он думал, что дифференциация продуктов, наличие в них специфических свойств порождает монопольное положение продавца. Он пишет: “Продукты выступают как дифференцированные тогда, если существует любая важная основа для того, чтобы отличить товар (или услуги) одного продавца от товаров (или услуг) другого продавца”. Это может быть специфическое качество товара, упаковка, особенность обслуживания, местоположение учреждения и т.п. На базе этого
формируется преимущество, какое покупателе предоставляют этому товару или услуге, покупая именно их. Такая дифференциация способная обеспечить определенную обособленность рынка для отдельного предприятия и тем самым определенный контроль над ценами. При создании таких конкурентных преимуществ следует учитывать, что большая роль належит организации сбыта и рекламе. Они должны создать у потенциальных клиентов желания приобрести именно данный товар. Эта монополия существенным образом отличается от предшествующих, во-первых, тем, что она не связанная с размерами предприятия и малые предприятия также могут получить ее. Во- вторых, она имеет меньший экономический эффект (допускает сравнительно небольшой рост цен) через существование товаров-заменителей. Доказано, что монополия предопределяет застой и загнивание хозяйственного механизма, парализует конкуренцию, угрожает нормальному рынку. Недаром лауреат Нобелевской премии, выдающийся американский экономист Поль Самуельсон, взвешивая положительные и отрицательные черты и следствия монополии, делает однозначный вывод: “это экономическое и социальное зло”.
2.3. Антимонопольная политика государства
История развития монополий есть вместе с тем и историей борьбы с ними. Отрицательные результаты монополизации оказались сразу, и это в особенности ощутили широкие слои населения. Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируется отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителей от своеволия монополистов, ограничение деятельности последних. Такие расположения духа населения приобрели особого размаха в США, Канаде и Австралии, где процессы монополизации проходили наиболее быстро, а их отрицательные следствия были разительные. Именно поэтому в этих, а потом и в других странах были принятые законодательные акты, которые поставило определенные препятствия монополистическому увлечению рынков.
В Соединенных Штатах первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был “Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). За ним объявлялось незаконным создавать монополии или вступать в заговор для ограничения конкуренции. Этот закон с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. действует и до сих пор. Именно он, считается, заложил основы мировой антимонопольной кампании. Этим самым законом запрещались тресты и картели. Чтобы обойти его, монополии создавали холдинга-компании, осуществляли полное слияние корпораций, за которого ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность компаний, которые поглощались, а картельные соглашения заменялись негласными “джентльменскими” соглашениями или так называемым
лидерством в ценах. Нарушение “Акта Шермана” наказывались, как криминальные преступления. Индивидуальные нарушители наказывались штрафом до 250 тыс. долл. и тюремным заключением до 3 лет за каждое нарушение. Корпорации могли быть оштрафованы на 1 млн. долл. за каждое нарушение [10] .
Более поздний был принятый “Закон Клейтона” (1914), который запретил соглашения об ограничении кола контрагентов, куплю или “поглощение” фирм, которые могут привести к монопольному положению. Потом был “Акт про Федеральную торговую комиссию” (1914), что был принятый, чтобы привести в действие предшествующие антитрестовские законы и присматривать за их выполнением. На протяжении 20-х
лет антитрестовская деятельность кое-что ослабилась, тем не менее с началом депрессии 30-х лет общество перестало волновать вопроса повышения цен. От предпринимателей, в особенности мелких, начали поступать в законодательные органы требования сдерживать цены от падения, а не повышение. Тем не менее позднее процесс государственного регулирования монополий продолжился и принятый “Закон Селлера-Кефовера” (1950) дополнил предшествующие положением о
недопущении слияния фирм путем приобретения активов [6] .
В европейских странах, а также в Япони антимонопольный процесс происходил более поздний, чем в Соединенных Штатах. Это поясняется тем, что на протяжении многих лет в этих государствах не существовало определенной мысли о законности монополистических объединений. Так, первые законы против монополий в Европе были принятые лишь в 30-х годах ХХ ст. (Бельгия — в 1935 г., Дания — в 1937, Великобритания — в 1948, ФРГ — в 1957, Франция — в 1963). А в странах Восточной Европы такие законодательные акты вообще появляются лишь в конце 80-х лет.
Конкуренция и антимонопольная практика регулируются сегодня и на
межгосударственном уровне. Так статьи 85 и 86 Римского договора, который считается началом ЕЭС, тоже содержат запрета монополистических соглашений и создания монополий. Они являются также объектом межправительственных договоров, регулируются документами Комиссии ООН по вопросам промышленности и торговли и др. Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось понимание того,
что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть “укрощена”. Поэтому основной задачей есть поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.
Можно назвать такие две основных формы борьбы с монополиями:
1)Предупреждение создания монополий; 2) препятствование использования
монопольной власти. Законодательство стран Запада действует в основном с
помощью первой формы. Это происходит потому, что по мнению ведущих
специалистов в этой области значительно более легким есть не допустить
возникновения монополии, чем потом бороться с уже существующей. Такими упреждающими мерами есть запрет объединений, а также сговори, которые ведут к ограничению производства и торговли; то есть, речь идет о запрете создания монополий любого известного вида. Также существует запрет на приобретение акций и других активов конкурирующих предприятий, если это ведет к монополизации области и ослабляет конкурентную борьбу. Например, в Японии из таких соображений были запрещенные холдинговые компании.
В мировой экономической практике различают три основных типа слияния предприятий: горизонтальное, вертикальное и диверсификацию. Первый тип имеет место, если объединяются фирмы-представители одной области, которые выпускают тождественную продукцию или предоставляют альтернативные услуги. Итак, в результате их объединения существует угроза монополизации области, которая само по себе ведет к отрицательным экономическим следствиям. Поэтому именно этот тип слияния наибольшее преследуется законодательными актами. Другие два — вертикальный (объединение двух фирм, связанных производственной или
технологической зависимостью)
и диверсификация (объединение фирм-
Рядом с мероприятиями, направленными
на недопущение образования
производства монопольных образований, переведение монополий в государственную собственность, административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства, осуществление демонополизации, разукрупнение монополий. Последнее мероприятие, кстати, встречается исключительно редко и есть крайним случаем наказания нарушителей. Для того, чтобы государство обратилось к роспуску предприятий, тем нужно слишком открыто действовать вопреки антимонопольной политике.
Российская Федерация также борется со злоупотреблениями монопольных возможностей с помощью антимонопольного законодательства, которое приведено ниже.
Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.
1) Конституция РФ.
2) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).
3) Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.
4) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.
3.Путь развития конкуренции и монополии в XIX – XX вв.
На рубеже столетий в период усиления роли монополий, возрастания имущественной дифференциации населения и углубления циклических кризисов возникла концепция австрийского экономиста и социолога Йозефа Алоиза Шумпетера (1883—1950). Он попытался создать целостную систему взглядов, объясняющую в рамках единой и последовательной концепции новые явления и процессы.
Шумпетер родился в городе Триш в Моравии, входившей в состав Австро-Венгрии. Он получил образование в Вене в закрытом лицее, изучал латынь, греческий, французский, английский и итальянский языки, окончил юридический факультет Венского университета и получил степень доктора права. Шумпетер преподавал в европейских университетах, в США, занимал пост министра финансов Австрийской республики, являлся консультантом комиссии по социализации в Германии и пр.
Среди его работ: «Сущность и основное содержание теоретической политэкономии» (1908), «Теория экономического развития» (1912), «Экономические циклы» (1932), «Капитализм, социализм и демократия» (1942). [13]
Шумпетеру принадлежит теория эффективной конкуренции, в которой рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. Ученый подчеркивает, что в реальности на рынках существует "гибрид" моделей «чистой монополии» и «чистой конкуренции». С одной стороны, стремление завоевать монопольные позиции является основным стимулом конкуренции, а с другой, монополистическая власть подстегивает конкуренцию, так как отрасли, получающие монопольную прибыль, привлекают других производителей. Следовательно, монополия становится мощным стимулом обострения конкуренции. Вместе с тем Шумпетер отмечает, что конкуренция не всегда эффективна. Часто она носит расточительный характер, сопровождается нецелесообразным использованием ресурсов, деформацией спроса.
Он осуществляет анализ монополии и конкуренции с точки зрения динамики экономических процессов , что противостоит неоклассической теории, традиционно рассматривающей функционирование рынка лишь через призму статической эффективности, т.е. способности экономики обеспечивать потребителям наиболее полное удовлетворение спроса за счет имеющихся ресурсов.
Шумпетер разрабатывает новый критерий оценки эффективности экономики — способность увеличивать удовлетворение потребительского спроса за счет введения инноваций, т. е. с точки зрения увеличения эффективности, приходящейся на единицу используемых ресурсов.
Нововведения образуют стержень конкуренции нового типа, которая динамизирует экономические процессы, являясь процессом творческого разрушения равновесных ситуаций, ускорения изменения самих условий формирования издержек производства, цен, качества товаров. Динамическую конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет нововведений, Шумпетер называет эффективной конкуренцией, которая является мощным стимулом расширения объемов производства, производительности труда, снижения цен, расширения ассортимента выпускаемой продукции.