Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 65.40 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Эволюция подходов к  исследованию конкуренции и монополий  в экономической науке

1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы

1.2. Теории конкуренции  и монополий

ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти

2.1. Классификация монополий  и их характеристика

2.2. Монопольная власть. Степень  монополизации

2.3. Государственное влияние  в деятельности монополий

ГЛАВА III. Динамика становления  монополизма в современной России

3.1. История развития монополий  в России

3.2. Перспективы развития  российских монополий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая попытка исследовать  отдельную отрасль экономики  была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их огромное множество. Я ставлю в своей работе конкретную цель –  определить и обсудить несколько  основных рыночных структур.

Экономисты различают  четыре довольно несхожие рыночные ситуации:                

 совершенная конкуренция;                

 несовершенная конкуренция:

- чистая монополия;

- дуополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция  я дифференциацией продукта.

Эти модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть  и проанализировать отдельный вид  несовершенной конкуренции –  монополию. Поскольку монополизм оказывает  негативное влияние на экономику, будет  представлено такое понятие как  антимонопольное регулирование.

Также будут рассмотрены  крупнейшие российские монополии, их реформирование с целью отделения монопольных  видов деятельности от потенциально конкурентных, изменения ценовой  и тарифной политики предприятий-монополистов.

На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между  конкуренцией и монополией и особенностями  других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции  и монополий в экономической  науке 

 

1.1. Конкуренция,  ее сущность, типы и формы

Конкуренция (нем. Konkurrenz < лат. concurentia < concurro «бежать вместе») –  соперничество между индивидами или организациями за определенные выгоды или преимущества. В плане  экономической теории, это определение  можно переформулировать как  «соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли или продажи  товаров». Конкуренция – это экономический  закон рыночного хозяйства. Она  происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в  конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих  слов «monos» – один и «poleo» –  продаю). Монополизм понимают двояко:

Ø    как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов. Объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;

Ø    как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Как было сказано ранее, существует несколько форм конкуренции. Следует  рассмотреть их подробнее.

Совершенная конкуренция – экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним  из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

Несовершенная конкуренция делится на следующие подвиды:

Чистая монополия  – положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия  коммунального хозяйства, без услуг  которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование  естественных монополий оправдывается  тем, что они наилучшим образом  удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами  могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные  хозяйства, предприятия, оказывающие  ремонтных услуги.

Таким образом, рынок чистой монополии – это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные  организации, при этом государственная  монополия может при помощи ценовой  политики решать различные задачи:

·                     устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;

·                     назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;

·                     устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии  государство разрешает фирмам устанавливать  расценки, обеспечивающие получение  «справедливой нормы прибыли», которая  даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости  и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.

Каждый продавец чутко  реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная  компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением  цен, либо предложением большего числа  или объема услуг.

Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать  потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Последним подвидом несовершенной  конкуренции является монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Здесь подразумевается, что в отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.

В ХХ веке одной из важнейших  проблем экономической теории стала  проблема соотношения конкуренции  и монополизма, которые, тем не менее, не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурируют множество  независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических  объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п.

Конкуренция имеет большое  значение в экономической жизни  общества. Она способствует развитию производства и повышению его  эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности  выбора для потребителей. Конкуренция  создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость  гибко реагировать на изменения  в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение  качества товаров, обеспечивает свободу  выбора и действий продавцов и  покупателей. Конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  имеет и негативные стороны. Она  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается  на защите окружающей среды, не стимулирует  развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие  животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального  положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает  их социально-экономическое расслоение.

Соответственно, противоречиво  оценивается роль монополий в  экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд  обстоятельств позволяет выступить  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в  крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана  мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Крупное производство позволяет  лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению  качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия  всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна  к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия  существует в условиях развитого  рыночного хозяйства, которое постоянно  предполагает угрозу конкуренции –  внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция  и монополизм – это не две различные  взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без  вмешательства государственных  структур и конкуренция, и монополии  могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  конкуренции, с одной стороны, и  ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах  фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы  внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Сущность конкуренции  проявляется, прежде всего, в ее следующих  функциях, которые выделяются в экономической  литературе:

·                     обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

·                     стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

·                     дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

·                     давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

·                     ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;

·                     стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу  типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и  сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно  необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости  и рыночной цене, обусловливает неравенство  индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Информация о работе Конкуренция и монополизм