Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 65.40 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти

2.1 Классификация  монополий и их характеристика

Монополии классифицируются на следующие:

1) Экономические  монополии.

Экономические монополии  являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. Экономические монополии  в двух случаях. Первый заключается  в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем  концентрации капитала. Второй (более  быстрый) основывается на процессах  централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или  иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

2) Естественные  монополии.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

§     Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

§     Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

§     Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

§     Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

3) Административные  монополии.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

4) Государственные монополии.

В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование  государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано  как естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так  и государственными ограничениями  притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров  и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более  высоким рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах мира государство проводит более или  менее жесткую политику регулирования  деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции  на рынке.

5) Правовые монополии (юридические).

Другой причиной возникновения  и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль над добычей и  реализацией данного вида сырья  создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый  рынок других компаний.

Контроль фирмы над  знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу  вновь изобретенного продукта в  течение определенного периода  времени. Классическим примером монополии  данного вида была компания «General Electric», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой  вид монополий также называют закрытыми монополиями.

Современная экономическая  теория выделяет три типа монополий:

• монополия отдельного предприятия;

• монополия как соглашение;

• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Так же различают шесть  основных форм монополистических объединений:

1) Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;

2) Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;

3) Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;

4) Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

5) Пул – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.

6) Ринг – кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.

Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

Корнер – способ, придуманный  еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители  заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка  какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать  рост цен. После чего товар из запасов  выбрасывается на рынок, и участники  «ринга» получают повышенный доход.

Например, в 1931 году участники  Международного оловянного картеля  организовали корнер по олову. Они скупили  огромное количество олова и создали  на него ажиотажный спрос, вызвавший, в  свою очередь, резкий рост цен. Добившись  этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла  с огромной прибылью.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.

 

2.2. Монопольная  власть. Степень монополизации

При движении от совершенной  конкуренции к монополистической  конкуренции, затем к олигополии и, наконец, к монополии все ослабевает конкуренция и все сильнее  проявляется монопольное начало.

Следует, таким образом, различать  монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что  фирма может влиять на цену, изменяя  объем выпуска товара. Такая фирма  не обязательно является монополией, но может быть также олигополией  или монопольно-конкурентной фирмой.

Обладание монопольной властью  ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно конкурентной фирмы), но имеет отрицательный наклон. Вспомним, что совершенно конкурентная фирма, занимая ничтожно малый объем рынка, принимает рыночную цену как заданную, не способна ее изменить, но может продать любое количество своей продукции по данной цене (тема 8, п. 1). Напротив, фирма, обладающая монопольной властью, может повысить (снизить) цену, но тогда она, скорее всего, столкнется со снижением (повышением) спроса на свой товар:

Чем круче наклон кривой спроса, тем меньше падает спрос  при повышении цены фирмой, тем  выше ее монопольная власть.

Для оценки степени монополизации  отрасли используется ряд показателей, наиболее известный из которых –  индекс Херфиндаля-Хиршмана (Н). Он рассчитывается по формуле:

 

 

где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли. Максимальное значение индекса, соответствующее ситуации чистой монополии, составляет 10000.

Индекс Херфиндаля не лишен  недостатков. Тем не менее, он используется в США при решении вопроса  о допустимости слияний фирм. Так, если индекс превышает 1800 пунктов, рынок  считается высококонцентрированным, что затрудняет получение разрешения на слияние. Существует и дополнительное условие, согласно которому слияние  не должно позволить укрупненной  фирме захватить свыше 35% рынка. Последняя  величина аналогична пороговой норме, установленной в России для включения  фирмы в государственный реестр предприятий, обладающих монопольной  властью.

Существуют следующие  причины существования монопольной  власти:

– Исключительные права, предоставленные  органами власти. Только одна компания, например, имеет право заниматься данным видом деятельности; тем самым  правительство или региональные власти создают монополию. Если же государство  предоставляет исключительные права  деятельности в данной сфере нескольким фирмам, то оно способствует возникновению  олигополии. Неофициальное использование  т.н. «административного ресурса» –  важнейший источник монополизации  современной российской экономики. Федеральные или местные власти опекают одну или несколько связанных  с ними фирм, одновременно препятствуя  деятельности других;

– Исключительная собственность  на какой-либо производственный ресурс. Чтобы что-то производить, нужны  ресурсы – труд, капитал, земля. Если только одна фирма обладает редким ресурсом, необходимым для производства данного продукта, она является монополистом. Например, алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на новейшую техническую разработку, певец обладает собственностью на свой уникальный голос. Бывает так, что необходимым ресурсом обладают несколько фирм. В этом случае мы имеем олигополию на данном рынке;

Информация о работе Конкуренция и монополизм