Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 65.40 Кб (Скачать документ)

·                   Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

·                   Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

·                   Собственность на все предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

·                   Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

·                   Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма-монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма, являющаяся естественным монополистом. Она может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта.

Экономические объекты, на которые  распространяется исключительное право  государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и  телеграф. Государственные монополии  не исключают конкуренции со стороны  частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги.

Развивающаяся чистая монополия  может стремиться компенсировать прошлые  убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет  исключительную привилегию одной фирме  поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство  сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его  услуг и контролировать цены, которые  он может назначать. Результатом  является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для  того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать  выгоду от этой экономии в издержках.

В условиях российской действительности регулирование цен продукции  естественных монополий связано  с политическими конфликтами.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через  ограничение предложения.

Зачастую монополисты  злоупотребляют этой властью, пытаясь  ограничить конкуренцию, и таким  образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической  деятельностью, и проявляется эта  деятельность в форме ценовых  злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые[2]. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного  давления на норму прибыли  ведет к более слабому контролю  над расходами;

2. искушение получить  монопольную сверхприбыль может  стимулировать увеличение расходов  на усиление и защиту монопольного  положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего  за счет раздувания издержек, а не получения  дополнительной прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых  злоупотреблений в российской экономике  наблюдаются примеры дискриминирующего  поведения по отношению к конкурентам.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий  для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

В России главными монополистами  являются: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач), ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа), МПС (железнодорожные  перевозки).

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит  вопросу о реформировании этих монополий. Общая концепция реформ – отделение  монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение  ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО  «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка  электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и  экономически целесообразно, а также  совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере  передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается  в отделении транспортировки  и распределения газа (монопольных  видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим  переход на контрактные цены и  отход от принципа формирования цен  на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа: 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между  созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы  следует проводить постепенно и  они не должны ухудшать положение  предприятий, как на внутреннем, так  и на внешнем рынках.

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных  компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем  разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также  вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный  сектор рынка с фиксированной  ценой реализации. Все перечисленные  случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного  хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным  и преследуется в соответствии с  антимонопольным законодательством.

Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным  товарам, стали одним из главных  факторов повышения конкуренции  на российских рынках. Множество, как  правило, торговых, предприятий создают  конкурентную среду, которая формирует  определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается  конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное  положение между совершенной  конкуренцией и чистой монополией.

На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различия между характерными чертами чисто  конкурентного рынка и особенностями  других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

В работе было выяснено, что  для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, должны выполняться следующие  условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок или  свободный выход из него и независимые  решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые  отрасли удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти  требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может  воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Три основных дефекта рынка  дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная  информация

С помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции  факторы, противодействующие влиянию  монополий или уравновешивающие его.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация.  Законы. О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках : [федер. закон] : [от 15.07.92 №3310-1 (в ред. Законов  РФ от 24.06.92 №3119-1; Федеральных законов  от 25.05.95 №83-ФЗ, от 06.05.98 №70-ФЗ)] : [Электронный  ресурс] / Информационно-правовой портал  «Гарант». – Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Очерк «Империализм как высшая стадия капитализма» был написан в 1915-1916 гг. Впервые напечатан в середине 1917 г. в Петрограде отдельной брошюрой издательством «Жизнь и знание»; предисловие к французскому и немецкому изданиям — в 1921 г. в журнале «Коммунистический Интернационал» №18.

[2] Демпинг (от англ. dumping – сброс) – продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализовывают неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза бо́льших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.


Информация о работе Конкуренция и монополизм