Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
– Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. Возрастающая отдача от масштаба означает, напомним, что при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз.
– Таким образом, у естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количество используемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства (соответственно – укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) падают. Отметим, что так бывает не всегда. Очень часто более крупная фирма несет и более высокие затраты на единицу выпуска в сравнении с относительно небольшим предприятием. Дело здесь в том, что крупный бизнес, как правило, является неповоротливым и забюрократизированным. Тем не менее, естественная монополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем те, которые сложились бы, если бы вместо нее на рынке действовали две или большее количество фирм:
Предположим, естественная монополия выбрала выпуск q1, при котором ее долгосрочные средние затраты составляют АС1. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали две фирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половина рыночного спроса ( ). Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бы выше, чем у монополии – выросли до АС2.
В качестве примера возьмем
систему коммунального
Бывает и так, что минимальные затраты на единицу выпуска достигаются в том случае, когда на рынке действует не одна, а несколько фирм. Это способствует возникновению естественной олигополии.
На уровне экономики в
целом естественными
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях и других в принципе устранимых факторах, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами. Следовательно, разукрупнение естественной монополии приведет к потере эффективности, а потому экономически не целесообразно; в отношении таких монополий применяются иные методы регулирования. Например, государственный контроль над ценами.
2.3. Государственное
влияние в деятельности
Важнейшим средством регулирования
деятельности монополий является антимонопольное
законодательство, основы которого заложены
в законодательных актах
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному
законодательству было положено в США
и Канаде, что явилось реакцией
на усиление власти союзов монополистов
в экономике. В 1880 г. был принят первый
закон – закон Шермана, который
запрещал монополизацию рынка, признавал
незаконными любые объединения
и сговоры, направленные на ограничение
производства и торговли. Позднее, в
1914 г., был принят еще один важный
законодательный акт – закон
Клейтона. Этот закон был направлен
в первую очередь против различных
видов монополистической
Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европе антимонопольное
законодательство было принято в
послевоенный период и имеет ряд
особенностей. С одной стороны, оно
формально направлено на защиту интересов
потребителей, а с другой – призвано
поощрять процесс концентрации производства
и образования крупных
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное
законодательство имеет два принципиальных
направления – контроль над ценами
и контроль над слияниями компаний.
Антимонопольное
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния
(объединение последовательно
Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.
ГЛАВА III. Динамика
становления монополизма в
3.1. История развития монополий в России
Появление монополий в
России было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века (Союз
рельсовых фабрикантов и др.).
Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в
В годы первой мировой войны
1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом
война увеличила число
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
В ходе перестройки 1985-1991 гг.
вопросы антимонопольной
Либерализация российской экономики
была предпринята без сколько-нибудь
существенной трансформации экономических
основ монопольных структур, при
отсутствии налаженной системы антимонопольного
регулирования и контроля. Либерализация
цен и внешней торговли сняла
административные ограничения с
монополий, но не смогла обеспечить адекватную
развернутую систему
Поведение большинства производителей-
Кризис российской экономики осложняет проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной из точек зрения, спад и высокая инфляция в сочетании с заработавшими спросовыми ограничениями сокращают возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной конкуренции.
Таким образом, экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому – присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.
3.2. Перспективы развития российских монополий
При переходе России к рынку
вновь возникли монополии и проблемы
связанные с ними. В российской
промышленности, в данный момент, существуют
четыре тысячи предприятий-монополистов,
и их продукция составляет 7% от общего
числа. Из них естественных монополий
– 500. Классическим примером естественных
монополий на федеральном уровне
являются передача электроэнергии, нефти
и газа, железнодорожные перевозки,
а также отдельные под отрасли
связи, а на региональном уровне –
коммунальные услуги, включая теплоснабжение,
канализацию, водоснабжение и т.д.;
такие отрасли либо регулируются,
либо они находятся в
Прибыли, получаемые продавцами
на рынке, служат как сигнал для предпринимателей
о том, стоит ли выходить на данный
рынок или нет. Естественно, что
высокая экономическая прибыль,
получаемая монополистом, привлечет
на рынок потенциальных