Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Межотраслевая конкуренция
– это конкуренция между
Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).
Совершенная конкуренция
означает такое состояние экономической
системы, когда влияние каждого
участника хозяйственного процесса
на общую ситуацию настолько мало,
что им можно пренебречь. На конкурентном
рынке, или рынке совершенной
конкуренции, рыночный механизм и его
основные закономерности проявляются
в наиболее чистом виде. Совершенная
конкуренция предполагает отсутствие
власти производителя над рынком.
В современной действительности
совершенная конкуренция –
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).
Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).
1.2. Теории конкуренции и монополий
В первой половине XX века сложилось множество разнообразных теорий монополии и конкуренции. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих во многом теорий сторонников марксизма.
Рассматривая конкуренцию
при капитализме, Фридрих Энгельс
определял ее как наиболее полное
выражение господствующей в современном
гражданском обществе войны всех
против всех. Карл Маркс полагал, что
закон капиталистической
Немецкий социал-демократ
Рудольф Гильфердинг в своем
труде «Финансовый капитал» (1910 г.)
особое внимание уделял монополиям в
банковском деле. Он считал, что банковские
монополии подчиняют себе промышленность.
Р. Гильфердинг рассматривает
Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.
Аналогичную позицию абсолютного
противопоставления монополии и
свободной конкуренции занимал
Владимир Ильич Ленин (1870-1924), хотя он
критикует теоретические
В противовес Р. Гильфердингу
и К. Каутскому, которые акцентировали
внимание на началах планомерности,
привносимых монополиями в
В.И. Ленин характеризует
монополистический капитализм как
паразитический, загнивающий капитализм.
Если конкуренция была фактором технического
и экономического прогресса, то монополия
– мощный фактор застоя и регресса.
Захватив господствующее положение, монополии
не проявляют интереса ни к обновлению
продукции, ни к повышению ее качества,
ни к снижению издержек производства.
Более того, появляются возможности
торможения технического прогресса
путем скупки патентов без расчета
на их реализацию в производстве и
путем прямого удушения аутсайдеров,
пытающихся технические новинки
внедрить. Но, поскольку монополии
не могут полностью изгнать
Почти в то же время, что
и марксистская концепция монополий,
сложилась теория эффективной конкуренции.
Ее автор – австрийский (с 1932 г. –
американский) экономист Йозеф Шумпетер.
В отличие от традиционного, воспринятого
и марксистами, противопоставления
монополий и конкуренции, Й. Шумпетер
видит возможность их позитивного
взаимодействия. Не всякая конкуренция
эффективна для экономического роста.
Эффективной Й. Шумпетер считает
только конкуренцию, основанную на снижении
издержек производства и повышении
качества продукции за счет технических,
организационных и
Монополию, обеспечивающую
сверхприбыль за счет новаторской деятельности,
Й. Шумпетер именует эффективной
монополией. Эта сверхприбыль для
каждой конкретной монополии – дело
временное. Она исчезает вследствие
осуществления других нововведений
конкурентами, монополиями-соперниками.
Каждая монополия преследует свои частные
интересы, но результатом оказывается
выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру,
эффективная монополия –
В тридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции.
Автором первой был американский
ученый Эдвард Чемберлин. Он исходил
из того, что чистая конкуренция
между товаропроизводителями
В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т.п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть по существу конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.
До Э. Чемберлина в теоретических построениях спрос принимался как нечто заданное по объему и эластичности. У Чемберлина спрос – явление, меняющееся, под воздействием производителя. Формирование спроса связано с издержками сбыта, не менее важными, чем издержки производства. Чемберлин доказывает, что в реальной конкурентной среде издержки производства выше, чем они были бы при чистой конкуренции, ибо производственные мощности недогружены. Выпуск продукции можно бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы либо понизить цены, либо понести значительные дополнительные издержки сбыта, так что в итоге прибыль бы не повысилась.
Дифференциация продукта, по Э. Чемберлину, это важнейший, но не единственный фактор монополистической конкуренции. Другой фактор – малое количество продавцов, т.е. фактическая олигополия. На олигопольных рынках неизбежно, хотя и стихийно прокладывает себе дорогу тенденция к взаимосогласованным решениям, в частности, к параллелизму цен. Например, решение какой-либо одной компании повысить цены рационально для нее лишь в том случае, если так же готовы действовать другие компании, иначе неизбежна потеря рынка компанией, повысившей пены.
Английский экономист Джоан Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.
До Дж. Робинсон экономисты
ограничивались анализом монополии
на стороне предложения. Робинсон ввела
в круг исследований монополию на
стороне спроса, в частности на
факторы производства, включая труд.
Такая монополия именуется
При сходстве многих моментов,
теории Чемберлина и Робинсон глубоко
различны. Э. Чемберлин доказывает,
что монополистическая