Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Поскольку монополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такое понятие как антимонопольное регулирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, её сущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции и монополий
ГЛАВА II. Монополии и социальная цена их власти
2.1. Классификация монополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамика становления монополизма в современной России
3.1. История развития монополий в России
3.2. Перспективы развития российских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 65.40 Кб (Скачать документ)

Межотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных  отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель  независимо от того, где применяется  его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные  предприниматели. Это приводит к  переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой  нормой. В ходе такого движения капиталов  между отраслями производства нормы  прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму  прибыли, представляющую собой среднее  из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме  на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней  прибыли означает перераспределение  совокупной прибыли между предпринимателями  различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Во-вторых, в зависимости  от уровня конкуренции различают  две ее формы: совершенная и несовершенная.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя  и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в  отрасль, отсутствие или наличие  неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки  условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его  основные закономерности проявляются  в наиболее чистом виде. Совершенная  конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная  конкуренция является простейшей ситуацией  и эталоном, образцом для сравнения  эффективности реальных хозяйственных  процессов.

Конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция  означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним  случаем является ситуация, которая  характеризуется наличием единственного  производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или  единственного покупателя (монопсония).

Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного  товара) и видовую (по цене и качеству).

 

1.2. Теории конкуренции и монополий

В первой половине XX века сложилось  множество разнообразных теорий монополии и конкуренции. Среди  них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих  во многом теорий сторонников марксизма.

Рассматривая конкуренцию  при капитализме, Фридрих Энгельс  определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном  гражданском обществе войны всех против всех. Карл Маркс полагал, что  закон капиталистической конкуренции  основывается, прежде всего, на разнице  между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической  конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг в своем  труде «Финансовый капитал» (1910 г.) особое внимание уделял монополиям в  банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Р. Гильфердинг рассматривает понятие  «финансовый капитал» – капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый к промышленному  производству. Утверждение господства финансового каптала открывает  дорогу к замене свободной конкуренции  планомерной организацией экономики. В конце двадцатых годов Р. Гильфердинг провозгласил начало эры  «организованного капитализма», основу которого представляет сознательное руководство  всем народным хозяйством, осуществляемое банковскими монополиями. Образование  международных картелей означает устранение конкуренции в масштабах группы стран или даже во всемирном масштабе, утверждение начал интернационально организованного капитализма, следствием чего является исключение военного соперничества  государств. Таким образом, в теории Р. Гильфердинга монополии и конкуренция  противоположны; монополистический капитализм означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил.

Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута  теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может  вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных  странах и отраслях, сольются в  единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии  производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного  противопоставления монополии и  свободной конкуренции занимал  Владимир Ильич Ленин (1870-1924), хотя он критикует теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его  взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм как высшая стадия капитализма»[1]. Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом, т.е. монополистическим капитализмом. Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными. Едва ли не решающими источниками прибыли, становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.

В противовес Р. Гильфердингу и К. Каутскому, которые акцентировали  внимание на началах планомерности, привносимых монополиями в хозяйственную  жизнь, В.И. Ленин выдвигает на передний план обострение противоречий капитализма  на монополистической стадии. Монополии, вырастая из свободной конкуренции  и в принципе отрицая ее, на практике не могут эту конкуренцию ликвидировать: они существуют над ней и рядом  с ней. Это порождает особенно острые конфликты, и в частности, углубление экономических кризисов.

В.И. Ленин характеризует  монополистический капитализм как  паразитический, загнивающий капитализм. Если конкуренция была фактором технического и экономического прогресса, то монополия  – мощный фактор застоя и регресса. Захватив господствующее положение, монополии  не проявляют интереса ни к обновлению продукции, ни к повышению ее качества, ни к снижению издержек производства. Более того, появляются возможности  торможения технического прогресса  путем скупки патентов без расчета  на их реализацию в производстве и  путем прямого удушения аутсайдеров, пытающихся технические новинки  внедрить. Но, поскольку монополии  не могут полностью изгнать конкуренцию  из экономической жизни, застой и  загнивание – лишь тенденция, свойственная современному капитализму, а не абсолютное правило. Неравномерность развития отдельных стран и отраслей хозяйства  приводит к тому, что противоположные  тенденции к застою и к быстрому росту проявляются с разной силой  в различных отраслях и странах.

Почти в то же время, что  и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор – австрийский (с 1932 г. –  американский) экономист Йозеф Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного  взаимодействия. Не всякая конкуренция  эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает  только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении  качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для  осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологам, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она – порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной  монополией. Эта сверхприбыль для  каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные  интересы, но результатом оказывается  выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо  противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину  хозяйственного застоя и регресса.

В тридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистической  конкуренции и несовершенной  конкуренции.

Автором первой был американский ученый Эдвард Чемберлин. Он исходил  из того, что чистая конкуренция  между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они  создают абсолютно идентичный продукт  и продают его в совершенно идентичных условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.

В реальной жизни этих условий  нет. Даже однородные продукты различаются  оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия  реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы  обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или  ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и  покупатели по их информированности, привычкам  к определенным продавцам или  местам продажи и т.п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция  есть по существу конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в  той мере, в какой они могут  служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и  не полных) ограничивает возможности  каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

До Э. Чемберлина в теоретических  построениях спрос принимался как  нечто заданное по объему и эластичности. У Чемберлина спрос – явление, меняющееся, под воздействием производителя. Формирование спроса связано с издержками сбыта, не менее важными, чем издержки производства. Чемберлин доказывает, что в реальной конкурентной среде  издержки производства выше, чем они  были бы при чистой конкуренции, ибо  производственные мощности недогружены. Выпуск продукции можно бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы либо понизить цены, либо понести значительные дополнительные издержки сбыта, так что в итоге  прибыль бы не повысилась.

Дифференциация продукта, по Э. Чемберлину, это важнейший, но не единственный фактор монополистической  конкуренции. Другой фактор – малое  количество продавцов, т.е. фактическая олигополия. На олигопольных рынках неизбежно, хотя и стихийно прокладывает себе дорогу тенденция к взаимосогласованным решениям, в частности, к параллелизму цен. Например, решение какой-либо одной компании повысить цены рационально для нее лишь в том случае, если так же готовы действовать другие компании, иначе неизбежна потеря рынка компанией, повысившей пены.

Английский экономист  Джоан Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция  является совершенной, если ни один из производителей не может через объем  своих продаж влиять на общий уровень  цен. В условиях все усиливающейся  концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.

До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии  на стороне предложения. Робинсон ввела  в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией. В условиях несовершенной конкуренции  появляется возможность проведения монополиями сознательной ценовой  политики, маневрирования ценами во времени  и пространстве, а также с учетом особенностей отдельных групп покупателей. В модели совершенной конкуренции  фигурировал единый рынок с некими однородными покупателями, одинаково  реагирующими на изменение цен. В  действительности, у разных категорий  потребителей в зависимости от их доходов, привычных ориентаций и  ожиданий и других факторов ценовая  эластичность спроса различна. Монополии  учитывают эту дифференциацию, проводя  политику «ценовой дискриминации». Абстрактный  единый рынок на деле сегментируется, и по отношению к различным  сегментам рынка монополия проводит различную политику. Представление, что монополии всегда выгодно  повышение цен, абсурдно. Максимум прибыли  как раз достигается ценовой  дискриминацией. На тех сегментах  рынка, где эластичность спроса по цене высока, монополии устанавливают  относительно низкие цены. Это позволяет  резко расширить сбыт и с лихвой перекрыть ценовые потери за счет снижения издержек производства благодаря  эффекту масштаба. Там, где эластичность спроса по цене низка, цены устанавливаются  на более высоком уровне. Аналогичную  ценовую дискриминацию могут  проводить и монополии, осуществляя  закупки у разных групп продавцов, на разных сегментах рынка.

При сходстве многих моментов, теории Чемберлина и Робинсон глубоко  различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция  – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной  конкуренции появляется возможность  эксплуатации и не обеспечивается оптимальное  использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции  может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала  за правительственное регулирование  минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения  труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное  регулирование цен.

Информация о работе Конкуренция и монополизм