Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….……….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………...……..10
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25
2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь……..29
3.2. Социально-экономические последствия конкуренции…………….33
3.3. Особенности проявления конкуренции в России…………………..35
Заключение……………………………………………………………….38
Приложение…………………………………….……………….………...40
Список литературы…………………….………………….……………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Конкуренция,ее сущность, социалбно-экономическиепоследствия. (2).docx

— 98.48 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»

 

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия»

 

 

 

Выполнила студентка

Группы: 412

Номер зачетной книжки: 11048

Неткачева И.А.

Научный руководитель:

Ученая степень, звание:

Чернышова. Л.И.

Кандидат экономических  наук

 

 

Ростов-на-Дону, 2011 год.

         Содержание:

Конкуренция: сущность и  социально-экономические последствия.

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Конкуренция как  составляющая рыночной экономической  системы……………………………………………………………………….……….5

1.1. Трактовка понятия  конкуренции в экономической  науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5

1.2. Формы конкурентной  борьбы……………………….………….…...10

1.2.1. Внутриотраслевая и  межотраслевая конкуренция………...……..10

1.2.2. Совершенная и несовершенная  конкуренция……………………12

1.3. Особенности проявления  закона конкуренции…………………….21

Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25

2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25

2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27

Глава 3. Социально-экономические  последствия конкуренции……….29

3.1. Конкуренция и монополия.  Их диалектическая взаимосвязь……..29

3.2. Социально-экономические  последствия конкуренции…………….33

3.3. Особенности проявления  конкуренции в России…………………..35

Заключение……………………………………………………………….38

Приложение…………………………………….……………….………...40

Список литературы…………………….………………….……………..44

 

Введение

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом:  «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

Конкуренция проявляется  на всех уровнях капиталистической  экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

Экономический успех (а часто  и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

 Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти  других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Тема конкуренции получила широкое распространение как в экономической литературе, так и в литературе по маркетингу. Практически в любой книге раскрыты все основные понятия и виды конкуренции, а также ее методы, пути завоевания клиентов. Также практическое применение конкуренции в настоящее время очень часто используется. Практически на всех рынках товар и услуг применяется тот или иной вид конкуренции. Конкуренция хорошо рассмотрена в книгах Котлера Ф., Голубкова Е.П., Амблер Тим приводит практические исследования конкуренции. Кроме научной литературы конкуренция получила широкое распространение в периодической литературе, где приводятся маркетинговые исследования на различных рынках, и оценивается степень конкуренции той или иной продукции.

Целью моей курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.

Задачами моей курсовой работы являются:

  1. Рассмотреть понятие конкуренции и ее отражение в экономической науке;
  2. Рассмотреть виды, методы и формы конкуренции;
  3. Рассмотреть ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы;
  4. Рассмотреть проблемы, возникающие в связи с конкуренцией;
  5. Охарактеризовать конкурентоспособность России.

 

 

 

Глава 1. Конкуренция как  составляющая рыночной экономической  системы.

    1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке, ее виды и функции.

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia»1, означающего «столкновение», «состязание». Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое  столкновение неизбежно, ибо оно  порождается следующими объективными условиями:

    • наличием множества равноправных рыночных субъектов;
    • полной экономической обособленностью каждого из них;
    • зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
    • противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживание есть экономический закон рыночного  хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать  свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену. 2

Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как  борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между  хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности.

Множество определений конкуренции  отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Рыночная конкуренция - это  объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. 3

Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой  в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке .

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический  интерес.

Не сдерживаемые ничем  личные корыстные интересы хозяйствующих  субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества.

Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий  лежит конкуренция. В условиях конкуренции  личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.4

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы.

  • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • создание конкурентоспособной продукции;
  • сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Существует 3 подхода  к определению термина «конкуренция» (см. Приложение 1)5:

    1. Конкуренция как состязательность рынка;
    2. Конкуренция как элемент рыночного механизма;
    3. Конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Сущность конкуренции  проявляется в ее функциях:

Основные функции конкуренции:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

 Уровень конкурентной  борьбы во многом зависит от  «жизненного цикла», в процессе  которого происходит движение  продукции от ее основания  до снятия с производства. Он  делится на четыре фазы:

1.Внедрения, освоения  новой продукции. Для этой фазы  характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия