Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….……….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………...……..10
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25
2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь……..29
3.2. Социально-экономические последствия конкуренции…………….33
3.3. Особенности проявления конкуренции в России…………………..35
Заключение……………………………………………………………….38
Приложение…………………………………….……………….………...40
Список литературы…………………….………………….……………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия»
Выполнила студентка
Группы: 412
Номер зачетной книжки: 11048
Неткачева И.А.
Научный руководитель:
Ученая степень, звание:
Чернышова. Л.И.
Кандидат экономических наук
Ростов-на-Дону, 2011 год.
Содержание:
Конкуренция: сущность и
социально-экономические
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конкуренция как
составляющая рыночной экономической
системы……………………………………………………………
1.1. Трактовка понятия
конкуренции в экономической
науке, ее виды и функции………………
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и
межотраслевая конкуренция………..
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция……………………………
2.2. Неценовая конкуренция………………………
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия.
Их диалектическая взаимосвязь…
3.2. Социально-экономические
последствия конкуренции…………….
3.3. Особенности проявления
конкуренции в России…………………..
Заключение……………………………………………………
Приложение…………………………………….……………
Список литературы…………………….…………
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом: «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Стимулом, побуждающим
человека к конкурентной
Тема конкуренции получила широкое распространение как в экономической литературе, так и в литературе по маркетингу. Практически в любой книге раскрыты все основные понятия и виды конкуренции, а также ее методы, пути завоевания клиентов. Также практическое применение конкуренции в настоящее время очень часто используется. Практически на всех рынках товар и услуг применяется тот или иной вид конкуренции. Конкуренция хорошо рассмотрена в книгах Котлера Ф., Голубкова Е.П., Амблер Тим приводит практические исследования конкуренции. Кроме научной литературы конкуренция получила широкое распространение в периодической литературе, где приводятся маркетинговые исследования на различных рынках, и оценивается степень конкуренции той или иной продукции.
Целью моей курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.
Задачами моей курсовой работы являются:
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia»1, означающего «столкновение», «состязание». Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену. 2
Наряду с примитивно-бытовыми
определениями конкуренции как
борьбы за кошелек покупателя и т.п.
в экономической литературе приводятся
и такие экономически содержательные
ее определения, как отношения между
хозяйствующими субъектами по поводу
сравнения экономических
Множество определений конкуренции
отражают сложность и
Рыночная конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. 3
Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке .
Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес.
Не сдерживаемые ничем
личные корыстные интересы хозяйствующих
субъектов могут подорвать
Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.4
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы.
Существует 3 подхода к определению термина «конкуренция» (см. Приложение 1)5:
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
Основные функции конкуренции:
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
1.Внедрения, освоения
новой продукции. Для этой
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия