Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….……….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………...……..10
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25
2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь……..29
3.2. Социально-экономические последствия конкуренции…………….33
3.3. Особенности проявления конкуренции в России…………………..35
Заключение……………………………………………………………….38
Приложение…………………………………….……………….………...40
Список литературы…………………….………………….……………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Конкуренция,ее сущность, социалбно-экономическиепоследствия. (2).docx

— 98.48 Кб (Скачать документ)

Монополистическая конкуренция  — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.14

Примеры такой конкуренции  следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции  можно отнести:

а) относительно большое  число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля над рыночной ценой. Это  связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.15

Соперничающие субъекты могут  использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

      Олигополия.

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких  субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую  количественную характеристику олигополистического  рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.16

К основным характеристикам  олигополистической конкуренции можно  отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность входа в  отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие стимулов к  слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние  конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже  своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.17

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Монополистическая конкуренция.

Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.18 На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.19

1.3. Особенности проявления закона конкуренции.

На основании вышеизложенной информации можно дать следующую  формулировку закона конкуренции - это  «закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг»20. Действие данного закона происходит в различных формах, одна из которых – возникновение монополистических объединений.

Объединение предприятий  объясняется естественным стремлением  к экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Объединения предприятий возникают  в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные  слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальные  слияния нацелены на объединение  звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные  слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности, совершенно не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

Трест - форма  объединения предприятий одной  или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

Концерн - многоотраслевой  комплекс предприятий, в котором  структурные единицы сохраняют  свою производственную и хозяйственную  самостоятельность, но подчинены единому  руководству посредством финансового  контроля через систему участий.

Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.

Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Хозяйственная ассоциация - создаваемая на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.21

Высокая степень  концентрации производства и возникающее  в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценовой диктатуры. Усиливается вероятность сговора между несколькими производителями. Это требует установления особого контроля за деятельностью объединений предприятий.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы конкурентной борьбы.

2.1. Ценовая конкуренция.

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром  или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

Рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.23

В экономической литературе принято разделять конкуренцию  на:

-ценовую (конкуренцию  на основе цены);

-неценовую (конкуренцию  на основе качества потребительной  стоимости).

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

К методам ценовой  конкуренции относятся:

  1. конкуренция между фирмами, продающими одну продукцию, которые пытаются с помощью продажи товара по самой низкой цене вытеснить остальных продавцов и обеспечить за собой наибольший сбыт. Эта конкуренция понижает цену предлагаемых товаров;

2) конкуренция между  покупателями одной отрасли, которая  приводит к повышению цен на  предлагаемые товары. Продавец повышает  свою цену на основе расчетов, показывающих потери, которые покупатель  может понести в результате неудовлетворения потребности;

3) конкуренция между  покупателями и продавцами: покупатели  предпочитают купить товар подешевле, продавцы хотят продать его подороже. Итог этой конкурентной борьбы во многом зависит от соотношения сил конкурирующих сторон;

4) межотраслевая  конкуренция, т.е. соревнование  отраслей, выпускающих товары-субституты (аналоги, заменители). Развитие такой конкуренции может вызывать как понижение, так и повышение цен на рынке. Регулирующим элементом при этом выступает цена товара-субститута.24

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия