Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….……….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………...……..10
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25
2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь……..29
3.2. Социально-экономические последствия конкуренции…………….33
3.3. Особенности проявления конкуренции в России…………………..35
Заключение……………………………………………………………….38
Приложение…………………………………….……………….………...40
Список литературы…………………….………………….……………..
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. Например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизил цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин-Элмерс» на 61%, «Хьюлетт Паккорд» на 37,5% долларов, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 года) до 5 долларов (середина 1882 года). При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину. Так, «Крейт Ресенг» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер, производительность которого в 3 раза выше, а цена повысилась только на 15%. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.25
2.2. Неценовая конкуренция.
Под неценовой конкуренцией обычно понимается совокупность действий, с помощью которых предпринимательские фирмы стремятся увеличить свои конкурентные преимущества, не прибегая к варьированию цен. Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К числу неценовых методов относят представление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях «готовая продукция в руки».26
Причины появления неценовой конкуренции: высокая степень удовлетворения простых и самых насущных потребностей; рост уровня доходов; расширение объемов рынка.
Важно, чтобы предложение продукции было уникальным с точки зрения потребителей. Этому может способствовать высокое качество товара. Чем качественнее продукт, тем большей свободой обладает фирма в ценообразовании, спектр инструментов конкуренции является достаточно широким.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношение к тем или иным товарам.
В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления. В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции.
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь.
Конкуренция – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения конкуренция - это отношения между хозяйственными субъектами по поводу сравнения результатов их деятельности.
Основные формы конкуренции:
Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка.
Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия).
Монополия – такая модель рынка, при которой число продавцов одноименного товара становится таким большим, что они получают возможность влиять на цену своего товара.
Монополия может рассматриваться как ситуация на рынке, которая позволяет получать монопольную прибыль вследствие контроля над продажной ценой производимого товара или услуги.
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого - либо товара в руках единственной фирмы.
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированными предприятиями.
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).27
Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.28
Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий "правила" игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменеия и дополнения.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.29
3.2. Социально-экономические
Основные социально-
Обратимся к общей социально-
Позитивные моменты монополии30
•Монополии принадлежит
•Монополия может расчленять рынок
на разные сектора, предлагая разным
группам покупателей
• Наличие монопольных структур - показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны)
•Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты
•Присвоение высоких прибылей за счет искусственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе.
•Экономическая теория отмечает еще один негативный параметр деятельности монопольной фирмы. Речь идет о так называемой X-неэффективности (данное понятие ввел в научный оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следующем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешние формы своей деятельности. Наглядным примером проявления неэффективности является деятельность многих крупнейших компаний России:
•Отсутствует минимизация
Негативные аспекты, отражаемые в различных формах проявления монополии:31
•Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.
•Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров
•Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода
3.3. Особенности проявления
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия