Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является более точное рассмотрение конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг; выявление сущности конкуренции, а также рассмотрение ее социально-экономических последствий.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….……….5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке, ее виды и функции……………………………………………………………………………5
1.2. Формы конкурентной борьбы……………………….………….…...10
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………...……..10
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………12
1.3. Особенности проявления закона конкуренции…………………….21
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………………25
2.1. Ценовая конкуренция………………………………………………..25
2.2. Неценовая конкуренция……………………………………………...27
Глава 3. Социально-экономические последствия конкуренции……….29
3.1. Конкуренция и монополия. Их диалектическая взаимосвязь……..29
3.2. Социально-экономические последствия конкуренции…………….33
3.3. Особенности проявления конкуренции в России…………………..35
Заключение……………………………………………………………….38
Приложение…………………………………….……………….………...40
Список литературы…………………….………………….……………..
2. Роста, когда происходит
увеличение объемов
3. Зрелости, когда объем
производства продукции
4. Старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
Конкуренция подразделяется на следующие виды:
1.2. Формы конкурентной борьбы.
1.2.1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции (см. Приложение 2)7. В соответствии с различными подходами выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, совершенную, несовершенную, функциональную, видовую, предметную, полузакрытую, закрытую, открытую, однородную, гомогенную, разнородную, гетерогенную конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - борьба между частными товаропроизводителями, создающими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров, определяемая количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство единицы товара.
Внутриотраслевая конкуренция - одна из форм стихийного действия закона стоимости. Предприятия с высокой производительностью труда и соответственно низкой индивидуальной стоимостью товаров при реализации своей продукции по рыночным ценам или даже по несколько сниженным ценам получают добавочную прибыль, источник которой - избыточная прибавочная стоимость. Предприятия же с низкой производительностью труда и соответственно высокой индивидуальной стоимостью продукции при реализации ее по рыночным ценам теряют часть созданной прибавочной стоимости и получают низкую норму прибыли, а иногда даже не в состоянии возместить издержки производствам.
Внутриотраслевая конкуренция ведет к разорению простых товаропроизводителей и мелких капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней одерживают предприятия с высокой степенью концентрации капитала. Эта конкуренция, с одной стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой - выступает как тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному быстрому внедрению достижений науки и техники в данную отрасль хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда методы внутриотраслевой конкуренции становятся наиболее жестокими.
Таким образом экономическими основными результатами внутриотраслевой конкуренции являются: образование рыночной стоимости, рыночной цены, дифференциация производителей, рост органического строения капитала как на отдельном предприятии так и в отрасли в целом.
Межотраслевая конкуренция
– соперничество между
Механизм межотраслевой
конкуренции действует
1.2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Обозначения: P – цена, Q – количество товара, E – точка равновесия
Рисунок 1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции.10
Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной
конкуренции предложение
Рис. 2 Механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.11
Повышение спроса (сдвиг кривой D0 в положение D1) вызывает рост цены с P0 до P1. Возросшая цена — это сигнал для производителя о выгодности увеличения объемов выпуска. Расширение производства (сдвиг кривой S0 в положение S1) ведет к снижению равновесной цены и увеличению равновесного объема Q1.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Модель совершенной
К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести следующее:
Совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров
3) неоднородность продуктов;
4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов, тем просто больше негде взять этот продукт.
Рис. 3. Спрос производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.13
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.
Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Монополия.
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия