Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:23, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства в современной России, этот важнейший сектор экономики пока не оказывает существенного влияний на социальное и экономическое развитие общества.
Это связано, в первую очередь, с тем, что отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем общества, неадекватна тем задачам, которые стоят перед экономикой страны.
Введение 3
1. Конкурентные стратегии малого бизнеса: методология формирования и развития 5
1.1. Классификация конкурентных стратегия малого бизнеса 5
1.2. Процесс разработки и реализации конкурентных стратегий 8
2. Анализ конкурентных стратегий малого бизнеса 14
2.1. Клиентоориентировваные стратегии малого бизнеса 14
2.2. Маркетинговые стратегии предприятий малого бизнеса 18
2.2.1. Изучение рынка и позиционирование товара на нем 18
2.2.2. Конкурентное ценообразование 23
3. Анализ конкурентных стратегий предприятий малого бизнеса за 2005 – 2007 гг. 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
По результатам исследований внутренней среды предприятия выявляются те внутренние переменные организации, которые могут рассматриваться в качестве ее сильных (слабых) сторон, также в процессе анализа оценивается их важность, устанавливается, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
Важность и необходимость проведения внутреннего анализа определяются изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления. Сегодня, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен являться одним из важнейших этапов разработки стратегии предприятия.
Такая логика планирования «от ресурсов - к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских предприятий.
Формирование и развитие конкурентных стратегий предполагает выделение отдельных стратегических зон хозяйствования (бизнес-единиц), что существенно усложняет задачу анализа внутренней среды предприятия, так как методика проведения внутреннего анализа таких объектов (отдельных стратегических зон хозяйствования) в практике российских предприятий разработана не в полной мере. Вместе с тем вопросы развития и формирования конкурентных стратегий организации должны решаться обязательно с учетом результатов анализа внутренней среды предприятия в целом.
Таким образом, возникает необходимость в разработке методологии обоснованного анализа внутренней среды организации с позиции формирования и развития конкурентных стратегий.
Аналогично методологии проведения анализа и оценки внешней среды организации мы предлагаем выделять две составляющие внутренней среды предприятия: макровнутреннюю среду (при этом исследуется внутренняя среда всего предприятия), а также микровнутреннюю среду (исследуется внутренняя среда только по конкретной стратегической зоне хозяйствования).
С точки зрения формирования и развития конкурентных стратегий анализ макровнутренней среды предприятия представляет, в сущности, исследование имеющихся у предприятий ресурсов и эффективности их использования для выбора наиболее оптимального конкурентною развития предприятия, таким образом, одним из условий проведения данного анализа является сравнение ресурсов предприятия и эффективности их использования с другими организациями данной отрасли и региона.
С учетом сказанного мы считаем, что анализ макровнутренней среды предприятия можно считать анализом конкурентоспособности организации, понимая под конкурентоспособностью данного объекта, во-первых, возможность и динамику приспособления его к условиям рыночной конкуренции, во-вторых, способность конкурировать с аналогичными объектами изданном рынке.
На основании рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:
область
экономической стратегии
разнообразие стратегии велико, при этом существуют два основных подхода к проведению типологии стратегий: априорный, при котором типы стратегий формулируются на основе теоретических, концептуальных моделей, а также апостериорный, заключающейся в том, что типология стратегий формируется на основе изучения эмпирических данных; к основным классификационным признакам стратегий можно отнести: уровень принятия решений, базовую концепцию достижения конкурентных преимуществ, стадию жизненного цикла спроса, состояние среды, в которой действует предприятие, положение фирмы в бизнесе, направленность действий фирмы; степень риска в действиях; степень активности действий; принимаемые организацией производственные решения и стратегические аспекты внутрифирменного управления;
конкурентная стратегия представляет собой деловую стратегию предприятия, она разрабатывается на уровне подразделения предприятия, объектом реализации является стратегическая зона хозяйствования предприятия (деловая единица бизнеса); классификация конкурентных стратегий может быть проведена по следующим критериям: по уровню конкурентоспособности фирмы, «биологическому» подходу, рыночной доле предприятия, размеру хозяйствующих субъектов;
процесс разработки и реализации конкурентных стратегий включает ряд этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и требует применения специфических, с точки зрения разработки и реализации конкурентных стратегий, процедур и методик; анализ макровнешней среды может быть реализован с использованием методики «PEST-анализа», результатом исследования микровнешней среды должно являться определение конкурентного окружения предприятия; при анализе внутренней среды предприятия возникает необходимость в проведении отдельных исследований каждой из двух ее составляющих: макровнутренней и микровнутренней среды; на основании результатов внутреннего анализа предприятия определяется его стратегический конкурентный потенциал;
процесс
реализации стратегии является сложным
управленческим процессом, реализуемым
в несколько этапов; особое место в процессе
реализации стратегии занимают подготовка
обеспечивающих планов и указаний, а также
осуществление контроля за ходом реализации
стратегии.
Большинство современных компаний функционируют в виде де централизованных бизнес-единиц и команд, которые намного больше приближены к потребителю, чем персонал всей компании.
Специалистами этих подразделений установлено, что конкурентоспособность повышается в основном за счет нематериальных активов, а именно знаний и способностей ее сотрудников, сложившейся корпоративной культурой, а не столько инвестициями в материальные активы и доступу к капиталу.
Тем самым, осуществление стратегии требует, чтобы усилии всех бизнес-единиц, вспомогательных подразделений, в том числе сервисного сопровождения и гарантийного обслуживания, и отдельных их сотрудников были сонаправлены и тесно взаимосвязаны.
С быстрыми изменениями в технологии, конкурент ной среде и условиях функционирования компании, формулировка и осуществление стратегии должны стать непрерывными и всеобъемлющими процессами.
Компаниям сегодня требуется специальным язык для интерпретации стратегии, процессов и систем, которые помогают им ее реализовывать и получать обратную связь в процессе се реализации. Успех достижим лишь тогда, когда осуществление стратегии становится ежедневной задаче» каждого ее сотрудника, а сама компания в своей деятельности придерживается следующих принципов.
Скорость, с которой осуществление новых стратегий принесло результаты ведущим мировым лидерам, указывает на то, что успехи компаний не были связаны ни с началом выпуска принципиально нового вида товара или оказанием нового вида услуги, ни с осуществлением крупномасштабных капиталовложений, ни даже с развитием новых нематериальных или "интеллектуальных" активов. Компании, конечно же, занимались разработкой новых товаров или услуг и инвестированием как в материальные, так и в нематериальные активы. Но они не смогли бы извлечь столь масштабную прибыль от этих инвестиций в течение двух ближайших лет. Чтобы достичь вышеописанных результатов, они должны были, прежде всего, сосредоточиться на более полном использовании ресурсов и активов, материальных и нематериальных, которые уже имелись у них.
Сонаправленность усилий всех подразделении на реализацию рыночной стратегии
Достижение эффекта синергии — это самая главная цель осуществления реформирования организационного проекта. Компании состоят из многочисленных подразделений, бизнес-единиц, каждая из которых имеет свою собственную стратегию. Чтобы итог деятельности компании в целом был чем-то большим, чем просто сумма результатов деятельности ее подразделений, индивидуальные стратегии должны быть связны между собой и стать единым целым.
Задача эта, однако, труднодостижима, компании традиционно разбиваются на полразделения с учетом их функциональной специализации, например, производственное подразделение, финансовый, маркетинговый, продаж, разработки новых товаров/услуг, информационных технологий и материального обеспечения отделы. В каждом подразделении преобладает своя собственная сфера знаний, своя корпоративизм культура, свой язык общения. Отсюда возникают проблемы с коммуникациями между ними, отсутствием ясного понимания роли и задач каждого из них в реализации рыночном стратегии компании.
Некоторые исследователи сомневаются в целесообразности разъяснения стратегии каждому сотруднику компании, опасаясь, что ценная информация может просочиться к конкурентам. В ответ ни этот скепсис Б. Бэйкер, исполнительный вице-президент компании "Mobil", заявил: "Осведомленность и нашей стратегии не принесет нашим конкурентам ничего хорошего, если они будут не в состоянии ее осуществить. С другой стороны, у нас нет шансов осуществить стратегию, если паши сотрудники о пей не осведомлены. Мы вынуждены пойти на этот риск".
При этом сотрудники должны быть осведомлены потом, что такое сегментация потребительского рынка, маржинальная прибыль и маркетинг взаимоотношений с Потребителями. Все это необходимо делать, чтобы осуществление стратегии действительно стало ежедневной задачей каждого сотрудника, потому как каждый помял ее и был заинтересован в ее реализации.
Для большинства компаний в основе осуществлении процесса управления лежит бюджет и бизнес-план Ежемесячное заседание совета директоров традиционно посвящено сопоставлению плановых и фактических показателей деятельности компании, анализу изменения производительности по отношению к прошлым результатам и поиску путей устранения этих расхождений. Ничего косного в этом подходе нет. Тактический менеджмент необходим.
Но, увы, большинство компаний только этим и ограничиваются. Не проводится никаких собраний, на которых менеджеры обсуждали бы стратегию. Так по данным зарубежных исследований, 85 процентов команд управленцев мировых лидеров, тратят на обсуждение стратегии менее чем по часу в месяц. Не удивительно, что компании, в которых собрании по обсуждению стратегических планов даже не внесены в общеорганизационный календарь или повестку дня подразделений, оказываются не в состоянии осуществить эти стратегии. В тех же из них, кто ориентирован на стратегию, подход к этой проблеме совсем иной и тогда им удается достичь потрясающих результатов.
Одним из методов такого управления стратегией, назовем его "процессом двойной петли", является объединение управлении тактикой (бюджет компании, ее подразделений и ежемесячная отчетность) и управления стратегией в единый постоянный и непрерывный процесс. В подходах к ее реализации остановимся на трех основополагающих моментах.
Во-первых компания должна связывать стратегию с процессом бюджетного планирования и постоянно анализировать, насколько предложения сотрудников влияют или могли бы повлиять, если они были почему-то отвергнуты, на улучшение общих показателей работы.
Во-вторых, компания проводит регулярные совещания управленцев всех уровней с целью поиска путей повышении эффективности реализации стратегии. Главное, чего необходимо добиваться организацией и проведением таких совещаний, должно стать вовлечение управленцев в процесс управлении, формирование у них чувства сопричастности и большей моральной удовлетворенности от выполняемой работы.
Система информационной обратной связи для решения этой задачи имеет приоритетное значение.
Реализация
новой стратегии неизбежно
Как только усилия всех работников компании мобилизованы, основное внимание должно быть уделено проблеме ее управляемости с акцентом на стремительный командный подход, к борьбе с непредсказуемым характером протекании процесса перехода к новой модели взаимоотношений между подразделениями. Наконец, через какое-то время, появляется новая система управления — стратегический менеджмент, которая и превращает вновь обретенные корпоративные ценности и появившиеся структурные изменения в новую систему управления, При этом некоторые стадии процесса перемен могут протекать на протяжении двух или даже трех лет.