Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны. В настоящее время деятельность Центрального банка (далее ЦБ) России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи кредитно-денежной политики 5
2. Виды и инструменты кредитно-денежной политики 9
2.1. Политика обязательных резервов 11
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 13
2.3. Операции на открытом рынке 15
2.4. Основные административные методы регулирования денежно-
кредитной сферы 17
2.5. Типы кредитно-денежной политики 18
3. Кредитно-денежная политика Центрального Банка Российской Федерации в 2009-2010 г. 22
3.1. Центральный банк и его кредитно-денежная политика 22
3.2. Инструменты кредитно-денежной политики и их использование
на 2009 год. 26
3.3. Количественные ориентиры кредитно-денежной политики и денежная
программа на 2009-2010 год. 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

эк.теория курсовая.docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

     2. Виды и инструменты  кредитно-денежной  политики 

    Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

    а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в  оплату за них на счета населения  и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

    б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований  и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

    в) снижает обязательную норму банковского  резервирования, что ведет к росту  денежного мультипликатора и  расширению возможностей кредитования экономики.

    Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через  рост денежной массы и снижение процентных ставок.

    Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

    а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет  к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает  денежную массу;

    б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки  прекратить объем заимствований  у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

    в) повышает обязательную норму банковского  резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

    Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы  и может использоваться для противодействия  инфляции.

    Рассмотренные выше примеры политики «дорогих»  и «дешевых» денег характеризуют  дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

    Таков, в общем виде, механизм воздействия  дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего  продукта. Однако, в реальной жизни  гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам  и ее эффективность снижается  как результат развития побочных процессов.

    В стремлении добиться стабилизации экономики  Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать  в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

    Недостатками  дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

    В заключение нужно отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике.

    Инструменты кредитно-денежной политики

    Следует рассмотреть основные инструменты  с помощью которых центральный  банк проводит свою политику по отношению  к коммерческим банкам. К ним относятся  в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке  с ценными бумагами и иностранной  валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

2.1. Политика обязательных  резервов

 

    В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

    Минимальные резервы выполняют две основные функции.

    Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

    Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций.

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    Банк  России в 2002 году не прибегал к изменению  норм обязательных резервов. В настоящее  время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических  лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц  в иностранной валюте – 10%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 7%.

    В последние несколько лет произошло  уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

    2.2. Рефинансирование коммерческих банков.

 

    Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

    Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

    Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

    В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

    Очевидно, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

    Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

    Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

    Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких  ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные  торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

    В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в целях  обеспечения бесперебойного осуществления  расчетов путем предоставления внутренних кредитов. В целях создания универсальной  общенациональной системы рефинансирования банков, основанной на принципах централизованного  управления, Банк России определил  единую схему взаимодействия подразделения  и учреждений Банка России при  предоставлении банкам внутридневных  кредитов и процедуру установления лимита внутридневного кредита по корреспондентскому счету (субсчету) банка.

    2.3. Операции на открытом  рынке

 

    Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

    Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Информация о работе Кредитно-денежная политика