Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны. В настоящее время деятельность Центрального банка (далее ЦБ) России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Введение 3
1. Цели и задачи кредитно-денежной политики 5
2. Виды и инструменты кредитно-денежной политики 9
2.1. Политика обязательных резервов 11
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 13
2.3. Операции на открытом рынке 15
2.4. Основные административные методы регулирования денежно-
кредитной сферы 17
2.5. Типы кредитно-денежной политики 18
3. Кредитно-денежная политика Центрального Банка Российской Федерации в 2009-2010 г. 22
3.1. Центральный банк и его кредитно-денежная политика 22
3.2. Инструменты кредитно-денежной политики и их использование
на 2009 год. 26
3.3. Количественные ориентиры кредитно-денежной политики и денежная
программа на 2009-2010 год. 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2008 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2008 годом.
В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.
В 2009-2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.
Денежная программа на 2009-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2010 годы.
В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году 15-20%, в 2010 году 12-17%.
Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе _ за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.
Проект основных характеристик федерального бюджета на 2009 год и на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.
По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2007) почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в текущем году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей.
В
соответствии со сценарными характеристиками
первого варианта при прогнозируемом
существенном замедлении прироста ЧМР
в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном
снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для
удовлетворения спроса на деньги потребуется
увеличение объема чистых внутренних
активов. При условии замедления
в 2009_2010 годах темпов прироста остатков
средств на счетах расширенного правительства
в Банке России потребность в
увеличении чистого кредита банкам,
по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей
в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При
этом, если в 2009 году указанная потребность
почти полностью будет
В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей.
Второй
вариант программы
По
третьему варианту денежной программы
прогнозируемый прирост ЧМР в 2008
году (1,8 трлн. рублей) будет почти
в 2 раза больше прироста денежной базы,
допустимого с точки зрения достижения
цели по инфляции. Необходимое снижение
ЧВА по данному варианту программы
может составить в 2008 году 866 млрд.
рублей. Благоприятная
Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд. рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд. рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд. рублей.
Следует
отметить, параметры денежной программы
не являются жестко заданными и могут
быть уточнены в соответствии со складывающейся
макроэкономической ситуацией, изменением
влияния ключевых внутренних и внешних
факторов на состояние денежно-кредитной
сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной
политики будет учитывать возможные
риски в целях адекватного
реагирования с применением инструментов,
имеющихся в его распоряжении.
Заключение
Денежно-кредитные
меры с одной стороны, - это составная
часть всего комплекса
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов - это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, и, во-вторых, «цены кредита» - процента. Последний определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, то есть формирование кредитных ресурсов.
По своему содержанию кредитно-денежная политика - совокупность мероприятий Центрально Банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данных мер выступает как частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.
Кредитно-денежная
политика по аналогии с фискальной
ставит цели стабилизации, повышения
устойчивости и эффективности
В
настоящее время денежно-
На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.
Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.
Важное
направление преодоления
В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной
денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году
и 5-7% в
2012 году. При сохранении антиинфляционной
направленности денежно-кредитной политики,
в краткосрочном периоде действия Банка
России в области денежно-кредитного регулирования
в значительной степени будут связаны
с минимизацией негативного влияния мирового
финансово-экономического кризиса на
российскую экономику и банковский сектор.
Список использованных
источников