Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны. В настоящее время деятельность Центрального банка (далее ЦБ) России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи кредитно-денежной политики 5
2. Виды и инструменты кредитно-денежной политики 9
2.1. Политика обязательных резервов 11
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 13
2.3. Операции на открытом рынке 15
2.4. Основные административные методы регулирования денежно-
кредитной сферы 17
2.5. Типы кредитно-денежной политики 18
3. Кредитно-денежная политика Центрального Банка Российской Федерации в 2009-2010 г. 22
3.1. Центральный банк и его кредитно-денежная политика 22
3.2. Инструменты кредитно-денежной политики и их использование
на 2009 год. 26
3.3. Количественные ориентиры кредитно-денежной политики и денежная
программа на 2009-2010 год. 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

эк.теория курсовая.docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

    Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

    "По  форме проведения рыночные операции  центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми  либо обратными. Прямая операция  представляет собой обычную покупку  или продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной  сделки по заранее установленному  курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия,  придают популярность данному  инструменту регулирования. Так  доля обратных операций центральных  банков ведущих промышленно-развитых  стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться,  то можно увидеть, что по  своей сути эти операции аналогичны  рефинансированию под залог ценных  бумаг. “Центральный банк предлагает  коммерчески банкам продать ему  ценные бумаги на условиях, определяемых  на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной  продажи через 4-8 недель. Причем  процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в  период их нахождения в собственности  центрального банка, будут принадлежать  коммерческим банкам”. Таким  образом, операции на открытом  рынке, как метод денежно-кредитного  регулирования, значительно отличаются  от двух предыдущих. Главное отличие  - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная  ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением  политики центрального банка.  Коммерческие банки, учитывая  указанную особенность данного  метода, должны внимательно следить  за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения  ликвидности.

    В 2009 году использование операций на открытом рынке было ограничено негибкостью  действующей нормативно-правовой базы и определенным дефицитом необходимых  инструментов в распоряжении Банка  России. Объем облигаций с рыночными  характеристиками в портфеле Банка  России на протяжении большей части 2009 года остается незначительным, что  препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования  ликвидности.

    Имеющий опыт эмиссии облигаций Банка  России (ОБР) продемонстрировал невозможность  оперативно воздействовать на уровень  банковской ликвидности с помощью  этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения  ОБР устанавливает слишком большой  временной лаг между принятием  Банка России решения и проведением  операций. Поэтому в 2009 году операции по выпуску Банком России собственных  облигаций не проводились.

    2.4. Основные административные  методы регулирования  денежно-кредитной  сферы

 
 

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

    К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

    Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

    “При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер”. 

    2.5. Типы кредитно-денежной  политики 

    Существует 2 политики применяемых государством: дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

    Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.     Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах.

    Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы  системы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

    В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию.   Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.  

    Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

    Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Кредитно-денежная политика Центрального Банка Российской Федерации в 2009-2010 году 

    3.1. Центральный банк  РФ, основные цели, деятельность и  функции 

    Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка  России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе.

    Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России как публично-правовой организации  законодательно определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России совместно с правительством РФ. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

    Принцип независимости – ключевой элемент  статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Финансовая независимость Центрального Банка  Российской Федерации выражается также  в том, что он осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов.

    Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации  и аудиторское заключение.

    Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

    К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика