Кредитный рынок в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы являлись определение понятия кредита и исследование кредитной системы в Российской Федерации. Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
- определение сущности, видов и функций кредита;

- исследование работы механизма функционирования кредитной системы в России;

- рассмотрение проблем развития кредитного рынка в России.
В работе использованы теоретические, методические труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Колесников В.И., Ковалева А.М., Молчанов А.В. и др., материалы периодической печати.

Содержание

Введение 1
Глава I Кредит
1.1. Сущность кредита 3
1.2. Функции кредита 5
1.3. Формы кредита 6
1.4. Роль кредита в рыночной экономике 10
Глава II Механизм функционирования кредитной системы
2.1. Функции Центрального Банка 12
2.2. Операции Центральных Банков 17
2.3 Операции коммерческих банков 21
Глава III Кредитный рынок России: современное состояние и перспективы развития. 21
3.1. Предпосылки, необходимые для функционирования современного
кредитного рынка России 21
3.2. Структурный анализ российского кредитного рынка 23
3.3. Модели конкуренции российского кредитного рынка 27
3.4. Адекватность российского кредитного рынка современному этапу
развития рыночной экономики 30
3.5. Факторы, определяющие функционирование российского
кредитного рынка 34
3.6. Преобразования кредитного рынка в условиях инновационного
развития российской экономики 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Кредитный рынок в российской экономике.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

      Основываясь на неоклассической теории рынков, удалось выявить  необходимые предпосылки функционирования кредитного рынка, определяющие его сущностные стороны:

      1) полнота информации, которой должны  обладать потенциальные кредитор  и заемщик;

      2) минимальная взаимозависимость  участников кредитного рынка;

      3) взаимозаменяемость кредитных продуктов,  являющихся объектом экономического выбора заемщика;

      4) создание системы доверия;

      5) соответствие кредитора и заемщика  портрету идеального участника  кредитных сделок;

      6) обладание интерпретативной рациональностью,  позволяющей кредитору и заемщику  найти оптимальное решение с  учетом риска, доходности и ликвидности сделки.

      Анализ  показал, что непрозрачность подавляющего большинства экономических субъектов снижает инвестиционную привлекательность российского кредитного рынка, препятствует его полноценному функционированию. У российских кредиторов фактически нет полной информации о заемщиках, поскольку, несмотря на принятие закона «О кредитных историях», созданные кредитные бюро работают неэффективно. Именно поэтому ведущие участники рынка предпочитают иметь собственные кредитные бюро. Кредиторы  не полностью раскрывают информацию о реальной цене кредитных продуктов, несмотря на вступившую в силу с 1 июля 2007 г. новую редакцию положения ЦБ № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

      Минимальная взаимозависимость и взаимовлияние  российских кредиторов обеспечивается сочетанием деятельности традиционных участников — банков, с растущей активностью в определенных сферах бизнеса, и небанковских институтов. Эта тенденция особенно проявляется в факторинговом и лизинговом рыночном сегментах. Растет консолидация бизнеса, формирование финансовых групп, действующих по принципу «финансового супермаркета».

      Продукты  лизинговых и факторинговых компаний, предлагаемых малому и среднему бизнесу, в ходе конкурентной борьбы начинают вытеснять менее привлекательные и доступные банковские кредитные продукты. Недостаточная оперативность и доступность получения банковских ссуд побуждает корпоративных заемщиков отдавать предпочтение рынку долговых титулов, на котором активно функционируют небанковские финансовые посредники.

      Рост  числа посредников, асимметричность  информации, недостаточная прозрачность российского кредитного рынка, несовершенство законодательства, неразвитость правовой культуры обусловливают необходимость создания системы доверия, которая облегчит выполнение задачи повышения доли кредитных продуктов реальному сектору и сокращения кредитов, осуществляемых в финансовом секторе2.

      Кредиторы и заемщики российского кредитного рынка пока не соответствуют портрету идеального участника и не в полной мере обладают интерпретативной рациональностью, зачастую они не способны интерпретировать намерения друг друга, не могут найти оптимальное решение с учетом риска, доходности и ликвидности. 

     3.3. Структурный анализ российского кредитного рынка.

       Кредитный рынок, являясь неоднородной сложной структурой, тесно взаимосвязан и переплетен с другими сегментами рынка, участвующими в создании и перераспределении стоимости. Чем больше сегментов присутствует на кредитном рынке, чем многочисленнее его профессиональные участники, чем разнообразнее ассортимент кредитных продуктов, тем сложнее взаимосвязи в кредитном бизнесе и именно поэтому изменение ситуации на одном сегменте кредитного рынка может по «эффекту домино» сказаться на других производных сегментах.

     Анализ  кредитного рынка, проведенный по ряду критериев: институциональные участники, занимаемая ими доля рынка, специфика продуктов каждого участника, территориальное размещение и др. позволил выявить новые структурные срезы. Так, по институциональному признаку на российском кредитном  рынке лидирующие позиции занимают банки (39,5 %), доли других участников кредитного рынка составили: ломбардов – 31,2 % и небанковских финансовых институтов (НФИ) – 17,7 %, микрофинансовых организаций (МФО) – 9,8 %, факторинговых и лизинговых компаний – 1,8 %, что усиливает сегментацию кредитного рынка. Среди НФИ наибольшее развитие получили страховые организации, однако, их численность за период 2005 - 2006 г. сократилась под влиянием процессов слияния и поглощения, введения новых правил размещения страховых резервов, отзыва лицензий и др. факторов. МФО проходят этап институционального формирования, при этом большой разрыв между спросом на микрофинансирование и его предложением, не позволяет формироваться «барьерам входа», способствуя увеличению их численности.

     Результат проведенного исследования распределения долей кредитного рынка между основными субъектами представлен на рис. 3.1. 

     

     Рис. 3.1. – Распределение долей российского кредитного рынка между основными субъектами на 1.01.07 г., % 

     Выявлено, что банки занимают ведущие позиции в основных сегментах российского кредитного рынка, взаимодействуя с другими участниками. Так, в сегменте долговых ценных бумаг доля банков составляет 28 %, а НФИ – 10%. Ключевая роль банков определяется, с одной стороны, их ресурсными возможностями, а с другой стороны — активной работой в качестве андеррайтеров и консультантов по региональным и корпоративным займам.

     В сегменте корпоративного кредитования лидерство остается за банками, доля которых в данном сегменте рынка – 91,2 %, а доля факторинговых и лизинговых компаний лишь 8,8 %. В то же время, банки уступают вышеназванным небанковским посредникам по темпам прироста деятельности. Так, лизинговая деятельность за период 2004-2006 гг. выросла почти  в 2,8 раза, факторинговая – в 2,2 раза соответственно. При сохранении подобных темпов роста в перспективе специализированные факторинговые и лизинговые компании смогут значительно усилить интенсивность конкуренции в корпоративном сегменте кредитного рынка, в результате чего повысится эффективность его функционирования, расширится выбор для потребителей данного продукта.

     Структурный продуктовый анализ российского кредитного рынка показал преобладающую долю кредитных продуктов коммерческих банков (48,6 %), а также кредиторской задолженности предприятий нефинансового сектора экономики (39,6 %). Слабое развитие получил рынок долговых ценных бумаг (9,6 %, из них корпоративные облигации занимают лишь 3,4 %). В тоже время наметилась тенденция к расширению доли данных продуктов на кредитном рынке. Так,  за период 2004 – 2006 гг. рынок долговых ценных бумаг вырос на 789,8 млрд. руб., что свидетельствует о нарастающей конкуренции со стороны этих продуктов, создавая тем самым предпосылки для сужения сферы деятельности коммерческих банков.  Наименьший объем рынка занимают кредитные продукты лизинговых компаний, микрофинансовых организаций и ломбардов (2,2 %).

     Исследование структуры российского кредитного рынка по территориальному признаку показало, что в банковском сегменте кредитного рынка наибольшую долю занимает Центральный федеральный округ – 57% действующих кредитных организаций на начало 2008 года. Причем, лидером внутри данного сегмента рынка (88%) и на кредитном рынке в целом (50%) является Москва. При этом  во всех федеральных округах, за исключением Центрального, количество филиалов банков других регионов превышало количество местных кредитных организаций и их филиалов. Лидерство Московского региона наблюдается не только по количеству кредитных организаций, но и по доле, занимаемой на российском кредитном рынке в целом (более 60 %) и в разрезе отдельных сегментов. Наибольшая доля рынка принадлежит банкам московского региона в сегментах долговых обязательств и учтенных векселей (более 80% и более 70% соответственно), а также в сегменте ипотечных жилищных кредитов (более 30%) и кредитов реальному сектору экономики (более 43%).

     На  кредитном рынке, например, Оренбургской области прослеживается общероссийская тенденция – увеличение количества филиалов коммерческих банков других регионов. Тем не менее, доли региональных банков на рынке увеличиваются. Особенно заметен рост в сегменте кредитов физическим лицам, так, за период 2004 – 2007 г. доля региональных банков  выросла на 6,2% и составила 18% данного сегмента рынка. Сравнив показатели деятельности банков на российском кредитном рынке и Оренбургской области, представленные в таблице 2, мы пришли к выводу, что темпы развития банковского сектора Оренбургского региона значительно отстают от средне российского показателя.

Таблица 3.2

Сравнительный анализ деятельности банков на кредитном  рынке России и Оренбургской области (по отношению к ВВП и ВРП  соответственно), %

Показатели 1.01.05г 1.01.06г. 1.01.07г. 1.01.08г.
Совокупные  активы банковского сектора:

Россия

 
42,5
 
45,1
 
52,4
 
61,3
Оренбургская  область 23,2 28,5 30,7 37,6
Кредиты экономике:

Россия

 
18,7
 
19,4
 
21,7
 
27,4
Оренбургская  область 8,2 10,8 10,3 11,6
 

продолжение таблицы 3.2 

Кредиты населению:

Россия

 
3,6
 
5,5
 
7,7
 
9,8
Оренбургская  область 4,4 5,8 8,2 10,9

Источник: Рассчитано по данным Банка России и территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. 

     Наибольшее развитие в Оренбургской области по сравнению со среднероссийским показателем получило кредитование населения. Однако, недостаточная активность коммерческих банков в сегменте кредитования экономики свидетельствует о неполном его освоении. Данное обстоятельство является стимулом для продолжения экспансии банков из других регионов.

     Анализируя  функционирование банков на российском кредитном рынке согласно проведенной  ЦБ РФ кластеризации банковского  сектора, было выявлено, что наибольшие доли рынка на всех его сегментах принадлежат государственным банкам и крупным частным банкам. Доля 100 крупнейших по активам банков в сегменте кредитования реального сектора российского кредитного рынка составила 93 % рынка, доля 5 крупнейших – 47,7 % рынка. В то же время присутствие большого количества малых и средних банков способствует снижению индекса концентрации (ИХХ), т.е. степени монополизации российского кредитного рынка. В корпоративном сегменте рынка значение индекса составило 0,115, что свидетельствует о среднем уровне концентрации. 

3.4. Модели конкуренции российского кредитного рынка.

      Совокупность  субъектов и факторов кредитного рынка, влияющих на отношения между кредитором и заемщиком, формируют конкурентную среду.  Если кредитный рынок ненасыщен или монополизирован, на нем преобладает конкуренция покупателей, а если перенасыщен, то возникает конкуренция продавцов. Спецификой конкуренции на кредитном рынке выступают эндогенные (ограниченность в пределах рентабельности кредитора) и экзогенные силы (государственное воздействие), сужающие возможности ценовой конкуренции. Неценовая конкуренция, прежде всего, связана с изменениями качества кредитных продуктов, внедрением инновационных технологий их производства и продвижения на рынках.

      В современных условиях форма рынка может быть лишь приближена к модели совершенной конкуренции. Это связано с тем, что органы надзора обычно регулируют рынок таким образом, чтобы позволить кредиторам получать прибыль несколько выше уровня рынка совершенной конкуренции, но несколько ниже уровня, обеспечиваемого  установлением монопольных цен на кредит.

      Сфера конкуренции кредитного рынка очень  обширна, а конкурентная среда многообразна, разнородна и включает следующие  уровни:

Информация о работе Кредитный рынок в российской экономике