Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:35, курсовая работа
Целью данной работы являлись определение понятия кредита и исследование кредитной системы в Российской Федерации. Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
- определение сущности, видов и функций кредита;
- исследование работы механизма функционирования кредитной системы в России;
- рассмотрение проблем развития кредитного рынка в России.
В работе использованы теоретические, методические труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Колесников В.И., Ковалева А.М., Молчанов А.В. и др., материалы периодической печати.
Введение 1
Глава I Кредит
1.1. Сущность кредита 3
1.2. Функции кредита 5
1.3. Формы кредита 6
1.4. Роль кредита в рыночной экономике 10
Глава II Механизм функционирования кредитной системы
2.1. Функции Центрального Банка 12
2.2. Операции Центральных Банков 17
2.3 Операции коммерческих банков 21
Глава III Кредитный рынок России: современное состояние и перспективы развития. 21
3.1. Предпосылки, необходимые для функционирования современного
кредитного рынка России 21
3.2. Структурный анализ российского кредитного рынка 23
3.3. Модели конкуренции российского кредитного рынка 27
3.4. Адекватность российского кредитного рынка современному этапу
развития рыночной экономики 30
3.5. Факторы, определяющие функционирование российского
кредитного рынка 34
3.6. Преобразования кредитного рынка в условиях инновационного
развития российской экономики 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40
- конкуренцию между различными типами и видами банков;
- конкуренцию банков с небанковскими финансовыми институтами;
-
конкуренцию банков с
В результате проведенного структурного анализа российского кредитного рынка мы пришли к выводу, что ведущие позиции занимают банки, в том числе на основных его сегментах. В связи с этим конкурентная борьба осуществляется между банками.
Осуществленная количественная оценка состояния конкурентной среды выявила, что российскому кредитному рынку в сегменте кредитования реального сектора экономики присуща «размытая» олигополия, включающая 26 банков-олигополистов. Явным лидером выступает Сбербанк России, его доля (29,9 %) на рынке резко граничит с долями других лидеров: ВТБ – 5,4 %, Газпромбанк – 4,5 %, Внешэкономбанк – 3,8 %, Альфа-банк – 3,8 %, Банк Москвы – 3,0 %. Между данными банками наблюдается максимальная конкуренция, поскольку их доли на рынке не имеют значительной разницы.
В аналогичном сегменте кредитного рынка Оренбургской области также присутствует «размытая» олигополия, включающая 9 банков-олигополистов – Сбербанк России (Оренбургское отделение), Филиал «Оренбургский» ОАО «Альфа-Банк», АКБ «Форштадт», ОИКБ «Русь» (ООО), Оренбургский филиал АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО), ОАО «Банк Оренбург», Филиал АБ «Газпромбанк» (ЗАО) в г. Оренбурге, Филиал ОАО «Внешторгбанк» в г. Оренбурге, ОАО «Нико-Банк».
В сегменте кредитования физических лиц кредитного рынка России и Оренбургской области действует модель монополистической конкуренции. Исходя из долей, занимаемых банками в данном сегменте рынка можно отметить, что на российском рынке кредитования физических лиц выделяются два явных лидера – Сбербанк России (29,7 %) и Банк Русский Стандарт (14,6 %) со значительным отрывом от других крупных банков: ХКФ Банк – 5,6 %, ВТБ-24 – 4,2 %, УРСА Банк – 2,4 %, Банк Москвы – 2,3 %. Лидерами рынка кредитования физических лиц Оренбургской области выступает Сбербанк России, ОАО «Банк Оренбург», ОИКБ «Русь» (ООО), филиал «Транс Кредит Банк», филиал КБ «Агропромкредит», АКБ «Форштадт».
Наличие
монополистической конкуренции
на рынке кредитования физических лиц
свидетельствует об относительно свободном
доступе на рынок для других кредитных
организаций. «Размытая» олигополия на
рынке кредитования реального сектора
экономики предполагает соперничество
относительно равных конкурентов. В тоже
время, интенсивность конкуренции зависит
также от характера развития рынка – динамических
характеристик спроса и предложения, выражающихся
в темпах роста объемов кредитных продуктов.
Исходя из годовых темпов роста рынка
кредитования реального сектора экономики
(134 %) и рынка кредитования физических
лиц (179 %) автором доказано, что конкуренция
в розничном сегменте менее интенсивна,
т.к. увеличение рыночной доли банков происходит
за счет увеличения количества потребителей
кредитных продуктов и роста емкости данного
рынка. Интенсивность конкуренции в корпоративном
сегменте более высокая, т.к. целью конкурентной
борьбы является перераспределение рыночных
долей банков-конкурентов.
3.5.
Факторы, определяющие
В ходе проведенного исследования выявлены факторы, оказывающие влияние на функционирование кредитного рынка. При этом активизируют инвестиционную составляющую кредита ряд экономических факторов, таких как, преимущественно долгосрочный характер источников кредитных ресурсов, рост рентабельности предприятий и уровня накоплений (сбережений), усиление конкурентности рынка, развитие системы страхования кредитных рисков; политических факторов, а именно, политическая стабильность, предсказуемость экономической политики, система государственных гарантий; а также правовых факторов: наличие законов, регулирующих содержание и порядок осуществления организации кредитования, отсутствие ограничений появления новых участников рынка; и социально-психологических факторов: взаимное доверие кредиторов и заемщиков, предпочтения и ожидания субъектов рынка.
Как показал анализ, на кредитном рынке происходит рост инвестиционной активности российских банков, что позволяет говорить о повышении степени вовлечения временно свободных денежных ресурсов общества в экономику через кредитный рынок. Так, удельный вес банковских кредитов нефинансовым организациям в ВВП на 1.01.05 составлял 18,7 %, а к 2008 г. данное соотношение выросло до уровня 27,4 %. Однако доля долгосрочных кредитов пока еще мала и не отвечает инвестиционным потребностям предприятий. Российские банки по-прежнему специализируются на удовлетворении краткосрочных текущих потребностей, а не на трансформации сбережений в инвестиции. Тем самым посредническая функция кредитного рынка реализуется слабо, что определяется недостаточностью долгосрочных источников кредитных ресурсов, а также отсутствием механизма перераспределения кредитных рисков между участниками рынка.
Ценообразующая функция российского кредитного рынка реализуется под влиянием регулирования монетарных властей, снижения денежных накоплений экономических субъектов, монополистического поведения банков, низкой рентабельности реального сектора экономики. В результате, как было отмечено ранее, средневзвешенные ставки по банковским кредитам реальному сектору экономики остаются выше средней рентабельности реального сектора. Цены на продукты других участников кредитного рынка зачастую выше, чем у банков (по факторингу – 18-35 %).
Высокие цены на кредитные продукты обусловлены в свою очередь высокими кредитными рисками, недостаточной реализацией информационной функции кредитного рынка. Нередко в категорию малопривлекательных клиентов заемщики попадают не по причине неудовлетворительных показателей своей деятельности, а из-за высокой асимметрии информации.
Реализация регулирующей функции российского кредитного рынка определяется развитием конкурентной среды, активизацией деятельности его участников, созданием кредитных продуктов, удовлетворяющих потребности заемщиков. Сдерживающими факторами выступают: направление использования кредита (потребительское и кредитование в оборотные средства), несогласованность интересов субъектов рынка, препятствующие инвестиционному развитию экономики.
Санирующая
функция российского кредитного
рынка реализуется посредством освобождения
от неустойчивых, нежизнеспособных участников.
Так, в результате обострения конкуренции,
активизации процессов слияния и поглощения
численность банков за 2005 – 2007г. сократилась
на 12,6 % , численность страховых компаний
– на 14,6 % за аналогичный период.
3.6.
Преобразования кредитного
Анализ современного состояние кредитного рынка России позволил сформулировать ряд предложений по повышению эффективности его функционирования. Достичь повышения уровня банковских кредитов экономике возможно благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития, усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании.
По нашему мнению, в рамках государственной стратегии развития кредитного рынка необходимо предусмотреть:
-
модернизацию его
- законодательное
оформление факторингового и
лизинговго бизнеса,
-
развитие системы гарантий
-
адекватного оформление
-
создание системы доверия,
Для успешного функционирования кредитного рынка в рамках инновационного развития российской экономики необходимо выполнение условий, стимулирующих финансовые инновации: финансовая и операционная прозрачность; овладение информационными технологиями; капитал банков (его адекватность); успешность борьбы за клиента; степень риска.
В целях создания информационной прозрачности кредитного рынка целесообразно развивать внешние источники информации кредитоспособности заемщика, включающие: эффективное функционирование кредитных бюро, активизацию деятельности информационно-аналитических институтов, рейтинговых агентств, коллекторских служб.
Овладение информационными технологиями будет способствовать обеспечению доступности кредита посредством использования мобильной связи. В результате появляется возможность использования мобильного телефона в качестве инструмента электронной ликвидности. В связи с этим необходимо адекватное законодательное оформление понятия «электронные деньги», «электронная ликвидность».
При
внедрении инновационных
Одним из направлений, способствующим снижению кредитных рисков может стать оценка перспективности и кредитоспособности заемщика, предусматривающая возможность сохранения его состоятельности в долгосрочной перспективе, а также расчет показателей вероятности дефолта.
На наш взгляд, в структурных преобразованиях российского кредитного рынка важную роль сыграет развитие рынка корпоративных облигаций, ипотечных облигаций, производных ипотечных облигаций, что восполнит недостаток ликвидных и надежных инструментов инвестирования. Данное обстоятельство в свою очередь расширяет возможности банков по привлечению инвестиций, но сужает их возможности в сфере кредитования, по мере своего развития создавая предпосылки для снижения процентных ставок по кредитам, увеличения сроков кредитования, разработки и внедрения новых кредитных продуктов.
В
целях усиления конкуренции на российском
кредитном рынке необходимо предусматривать
развитие различных по масштабу деятельности,
статусу, функциям, целям и задачам финансово-кредитных
организаций, связанных взаимно дополняемыми
функциями и преследующих общую цель –
организацию кредитования, при этом необходимо
определить границы деятельности каждого
из них. Основными тенденциями развития
в данном направлении выступают, с одной
стороны, консолидация банковского, страхового,
консалтингового и др. видов бизнеса, с
другой, – сохранение малых и средних
банков, создание условий для функционирования
микрофинансовых организаций, развитие
специализированных факторинговых и лизинговых
компаний.
Заключение
В данной курсовой работе уточнено понятие кредитного рынка как всеобщей формы взаимосвязанных отношений кредиторов и заемщиков по поводу купли-продажи кредитных продуктов с учетом спроса и предложения, выявлена структура современного российского кредитного рынка, установлена степень соответствия российского кредитного рынка современному этапу развития рыночной экономики, предложен и обоснован комплекс рекомендаций по развитию российского кредитного рынка, обеспечивающего экономический рост: преодоление узости ресурсной базы, минимизация рисков, клиентоориентированность стратегий банков, создание системы доверия и механизма частно-государственного партнерства.
Для
долгосрочного социально-
Высокие
и устойчивые темпы экономического
роста и достигнутая
Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята в апреле 2005 г. “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”.