Лекции по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, курс лекций

Описание

1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Работа состоит из  1 файл

EKONOMICHESKAYA TEORIYA.docx

— 239.90 Кб (Скачать документ)

Дисциплина – «Экономическая теория»

 

1.Основные этапы развития  экономической мысли.

Зарождение  экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают  проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической  мысли данного периода современные  исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических  учениях феодального общества рассматривается  присущий ему способ производства и  усиливается интерес к проблемам  товарно-денежных отношений.Развитие экономической мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.Выделение  этих этапов строилось на основе одного из классических подходов к периодизации истории общества на основе выделения  общественно-экономических формаций. Зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические  учения этого периода находили отражение  в рукописях мыслителей и законах  правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли  данного периода современные  исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.  В  экономических учениях феодального  общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено  отражение экономических идей эпохи  феодализма в религиозной философии, государственных законах, а также  работах Фомы Аквинского, произведениях  социалистов-утопистов. Одним из значительных экономических учений данного периода  является меркантилизм (система взглядов экономистов ориентированная на активное вмешательство государства  в хозяйственную деятельность).Развитие экономическая мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Основными экономическими учениями конца 17 - начала 19 века были концепции  Вильяма Петти, Пьера Буагильбера  и Франсуа Кенэ. В этот же период были созданы произведения классиков  политической экономии Адама Смита  и Давида Рикардо. Одним из фундаментальных  экономических учений 19 века является марксизм. Одновременно с марксизмом в европейской экономической  мысли развивались следующие  направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм” (господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы  факторов производства вознаграждаются  в соответствии с так называемыми  предельными продуктами. Главные  факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производств). В этот же период разрабатывали свои идеи представители русского народничества. Основные направления экономической  мысли в 20 веке современные авторы объединяют в два основных течения. Это теории “регулируемого капитала”  и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм).

Цели и инструменты микроэкономики. Предмет и метод

Микроэкономика - составная часть экономической  теории, изучающая экономические  взаимоотношения между людьми и  определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Наука  о принятии решений, изучающая поведение  отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: цены и объемы выпуска и потребления  конкретных благ; состояние отдельных  рынков; распределение ресурсов между  альтернативными целями.

Изучает относительные цены (соотношения  цен отдельных благ, в то время  как абсолютный уровень цен изучает  макроэкономика).

Предметами  микроэкономики являются: экономические  отношения, связанные с эффективным  использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих  вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий; проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Главная задача экономических субъектов  микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический  выбор, обусловленный ограниченностью  ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор  с целью решения следующих  вопросов:

что производить  и в каком объеме; каким образом  производить избранные виды благ; кто получает то, что произведено; какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика состоит из четырех  частей. Первая часть посвящена анализу  закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется  предложение в первую очередь  с точки зрения изучения поведения  отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена  анализу соотношения спроса и  предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной  или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Объект  микроэкономики - это экономическая  деятельность людей и возникающие  в ее ходе общие экономические  проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами  микроэкономики являются: отдельные  индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с  другими фирмами внутри страны и  за ее пределами, и даже целые отрасли  экономики.

В зависимости  от подхода к объяснению поведения  отдельных экономических субъектов  микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная  микроэкономика изучает факты и  зависимости между этими фактами  и отвечает на вопрос: что есть или  может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Основные  методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.

Предельный  анализ (маржинализм): экономические  явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних  величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

Функциональный  анализ: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются  факторы, влияющие на это качество, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов.

Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной  стабильности, т. е. когда отсутствуют  внутренние тенденции к изменению  такого состояния.

Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или  косвенное подтверждение на практике.

Спрос и факторы, определяющие его  величину. Эластичность спроса и влияющие на нее факторы

Спрос - отношение  между ценой блага и его  количеством, которое покупатели хотят  и в состоянии купить. В экономическом  смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда  в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо  находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой  цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют  следующие факторы, влияющие на объем  спроса: цена блага; цены других благ; доходы покупателей; общее количество покупателей  данного блага; предпочтительные вкусы  покупателей; инфляционные ожидания; экономическая  политика государства.

Связь между  ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Кривая спроса отражает обратно  пропорциональную зависимость между  ценой и количеством блага, которое  покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель  будет покупать маргарин. Вторая причина  эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается  в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель  начинает чувствовать, что стал несколько  беднее, чем прежде.

Эластичность  спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент  эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста  или снижения объема спроса/% снижения  или роста цены товара

Эластичность  спроса характеризует степень зависимости  объема покупаемого товара от колебания  рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной  эластичности (эластичность равна единице). Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность  спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним  из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры  дохода покупателей. При этом цена может  не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем  выше качество, чем менее эластичен  спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее  эластичен, а на предметы роскоши - более  эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Предложение и факторы, определяющие его величину.Эластичность предложения  и влияющие на нее факторы

Предложение аналогично спросу можно определить как желание  и способность продавцов совершать  сделки по продаже поставленного  на рынок товара. Соответственно величина предложения - это кол-во товара, которое  продавцы готовы произвести и продать  в течение определенного промежутка времени.

Закон предложения. Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой сущ. прямая зависимость; она над законом предложения.

Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит, и объем  прибыли. Закономерно, что если цены на производимый товар имеют тенденцию  к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта  данного товара, т.е. рын. предлож-е  будет расти. С ростом цен число  произв-лей растет, с сокращением - падает.

Функцион. зависимость между  ценой некоего товара и величиной  предложения является главною причиной изменения величины предложения. Эта  взаимосвязь м.б. представлена в  виде табл, в графич и аналитич виде. При прочих равных усл существует прямая связь между ценой и  объемом предложения.  

График 1

Линия S носит название кривой предложения. Она показ, какое кол-во товара Q производители готовы продать  при каждом данном уровне цен в  конкретный период времени. Движение вдоль  кривой предлож отражает изменения  в объеме предложения, вызванные  только изменением цены, т.е при сохранении прочих условий неизменимыми.                                 

В аналитической форме  предложение м.б. представлено в  общем виде как некая функция  цен Qs=f(P). В нашем случае зависимость  явно линейная Qs=aP+b

Другие факторы, влияющие на объем предложения: технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К); цены используемых ресурсов(Pr) налоги и дотации(T,S); ожидания продавцов(W); цены на др. товары(Pn) ; число продавцов(N ); прочие факторы (B)

Функция примет вид Qs=f(P,K,Pr,T,S,W,Pn,N,B)

График2

При изменении цены данного  товара происх изменение величины предложения, которое отраж-ся в графич форме  перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой др детерминанты в графич форме будет выражено сдвигом всей кривой. Сдвиг вправо м.б. вызван такими изменениями как  использ-е более эффект технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов. Он также м.б  обусловлен ожиданиями произв-лей, стимулирующих  их к увелич объема продаж. Сдвиг  влево(в сторону уменьшения, из положения S0 до S1) м.б. вызван ростом цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, уменьшение государственных дотаций.

Чувствительность объема предлож-я к измен-ю рыноч цены показ эластичность предлож-я, которую можно опред-ть как степень изменения кол-ва предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на измен-е рыноч цены. Измерение эласт-ти предлож-я также произв с помощью коэф эласт-чи, который рассчит-ся как отношение % изменения кол-ва предлагаемой продукции к % изменению цены

Информация о работе Лекции по "Экономическая теория"