Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, курс лекций
1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Дисциплина – «Экономическая теория»
1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение
экономической мысли происходит
на первых этапах развития человеческой
цивилизации. Учения древнего мира рассматривают
проблемы натурального рабовладельческого
хозяйства, товарно-денежные отношения.
Основным достижением экономической
мысли данного периода
Цели и инструменты
Микроэкономика
- составная часть экономической
теории, изучающая экономические
взаимоотношения между людьми и
определяющая общие закономерности
их хозяйственной деятельности. Наука
о принятии решений, изучающая поведение
отдельных экономических
Изучает относительные цены (соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика).
Предметами микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
Главная
задача экономических субъектов
микроэкономики заключается в том,
чтобы осуществить
что производить и в каком объеме; каким образом производить избранные виды благ; кто получает то, что произведено; какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.
Современная
микроэкономика состоит из четырех
частей. Первая часть посвящена анализу
закономерностей образования
Объект микроэкономики - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.
В зависимости
от подхода к объяснению поведения
отдельных экономических
Позитивная
микроэкономика изучает факты и
зависимости между этими
Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.
Предельный анализ (маржинализм): экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.
Функциональный
анализ: вначале выявляется типичное
качество явления, затем устанавливаются
факторы, влияющие на это качество,
определяется способ взаимосвязи факторов
с ранее установленным
Равновесный
подход означает, что микроэкономика
изучает состояние
Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике.
Спрос и факторы, определяющие его величину. Эластичность спроса и влияющие на нее факторы
Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага; цены других благ; доходы покупателей; общее количество покупателей данного блага; предпочтительные вкусы покупателей; инфляционные ожидания; экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде.
Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность
спроса характеризует степень
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
Предложение и факторы, определяющие его величину.Эластичность предложения и влияющие на нее факторы
Предложение аналогично спросу
можно определить как желание
и способность продавцов
Закон предложения. Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой сущ. прямая зависимость; она над законом предложения.
Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит, и объем прибыли. Закономерно, что если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рын. предлож-е будет расти. С ростом цен число произв-лей растет, с сокращением - падает.
Функцион. зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главною причиной изменения величины предложения. Эта взаимосвязь м.б. представлена в виде табл, в графич и аналитич виде. При прочих равных усл существует прямая связь между ценой и объемом предложения.
График 1
Линия S носит название кривой
предложения. Она показ, какое кол-во
товара Q производители готовы продать
при каждом данном уровне цен в
конкретный период времени. Движение вдоль
кривой предлож отражает изменения
в объеме предложения, вызванные
только изменением цены, т.е при сохранении
прочих условий неизменимыми.
В аналитической форме предложение м.б. представлено в общем виде как некая функция цен Qs=f(P). В нашем случае зависимость явно линейная Qs=aP+b
Другие факторы, влияющие на объем предложения: технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К); цены используемых ресурсов(Pr) налоги и дотации(T,S); ожидания продавцов(W); цены на др. товары(Pn) ; число продавцов(N ); прочие факторы (B)
Функция примет вид Qs=f(P,K,Pr,T,S,W,Pn,N,B)
График2
При изменении цены данного товара происх изменение величины предложения, которое отраж-ся в графич форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой др детерминанты в графич форме будет выражено сдвигом всей кривой. Сдвиг вправо м.б. вызван такими изменениями как использ-е более эффект технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов. Он также м.б обусловлен ожиданиями произв-лей, стимулирующих их к увелич объема продаж. Сдвиг влево(в сторону уменьшения, из положения S0 до S1) м.б. вызван ростом цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, уменьшение государственных дотаций.
Чувствительность объема предлож-я к измен-ю рыноч цены показ эластичность предлож-я, которую можно опред-ть как степень изменения кол-ва предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на измен-е рыноч цены. Измерение эласт-ти предлож-я также произв с помощью коэф эласт-чи, который рассчит-ся как отношение % изменения кол-ва предлагаемой продукции к % изменению цены