Лекции по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, курс лекций

Описание

1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Работа состоит из  1 файл

EKONOMICHESKAYA TEORIYA.docx

— 239.90 Кб (Скачать документ)

Факторы экономического роста могут подразделяться следующим образом:

  1. факторы предложения (природные ресурсы, трудовые pecурсы, капитал, технологии);
  2. факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания);
  3. факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).

 

    В любом случае рост экономики в первую очередь зависит  от возможностей производства и связан с использованием основных видов  производственных ресурсов — трудовых, капитальных, природных (земельных), имеющихся  в ограниченном количестве.    

Переход на новое качество экономического роста означает, что экономическое  развитие:

  • осуществляется главным образом в результате использования фактора НТП — применения компьютерных, ресурсосберегающих технологий и т.п.;
  • в большей мере, чем в предыдущий период, связано с повышением качества выпускаемых товаров и услуг, на что толкает конкуренция качества;
  • имеет ограничители, устанавливаемые правительством в целях охраны экологической среды жизнедеятельности человека (нарушение этих пределов экономического роста считается социально опасным);
  • имеет социальную направленность, а именно наблюдается рост социальной инфраструктуры, улучшение безопасности условий труда, приток инвестиций в человеческий капитал, более рациональное использование свободного времени, обеспечение полной занятости трудоспособного населения и т.д.

 

    Переход к новому качеству экономического роста обусловлен таким уровнем развития производительных сил, который обеспечил наполнение рынков товарами. При этом предложение  способно полностью покрыть и  даже превысить платежеспособный спрос. Расширение производства за пределы  объема спроса становится затруднительным  из-за ограничений возможностей сбыта. Поэтому бизнес использует иную стратегию  получения дополнительного дохода, связанную с улучшением технологических  характеристик производства, позволяющих  повысить качество продукции и обновлять  ассортимент.

Именно  насыщенность рынка товарами обусловила смену типа экономического роста, необходимость  перехода от экстенсивного его типа (увеличение масштабов производства при сохранении существующего уровня технологии) к более сложному типу — интенсивному. Типы экономического роста характеризуются следующим. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов.

Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов, улучшение качественных характеристик производства. Подобные процессы проявляются:    

А) в использовании  достижений НТП, обновлении производства;     

Б) в повышении  квалификации работников;    

В) в повышении  качества выпускаемой продукции, обновлении ассортимента.

Экстенсивный  и интенсивный типы экон-го роста  могут сочетаться, когда увеличение масштабов производства происходит на новой технологической и технической  основе. Поэтому особо выделяют тот  тип эк. Роста, который в данный момент преобладает в народном хозяйстве. Если доля реального ВВП, полученного  в результате интенсивных факторов роста, превышает 50%, то для экономики  в целом характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВВП в тех же условиях менее 50% от общего прироста ВВП, - значит, экон. Динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом развития.    

29 вопрос: Рынки  и конкуренция: монополия и  олигополия.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоёвывыется в конкурентной борьбе. Конкуренция –это соперничество м/д участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция-ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется различными способами.    

Со второй половины 19 века под влиянием НТП идёт бурный процесс  концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных п/п-ий, т.е. монополий. Монополией в  эк. теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определённого  товара. Будучи единственным поставщиком, п/п-ие-монополист (его также часто  называют монополией) сталкивается с  совокупным спросом всех потенциальных  покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия  поведения монополиста от поведения  предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию совершенного конкурентного  предприятия бесконечно эластична  и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и  кривая рыночного спроса на продукцию  совершенно конкурентной отрасли, имеет  отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объёма продукции, продаваемой монополистом, сопряжено  со снижением (повышением) её цены, тогда  как совершенно конкурентное предприятие  может продавать любой объём  продукции по существующей (и не зависящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно,  совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объём производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объём производства, либо уровень цен. Разумеется, он не может изменять объём выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.     

Цель монополии – получение  максимально возможного дохода посредством  контроля над ценой или объёмом  производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая  обеспечивает прибыль сверх нормальной.     

По происхождению выделяют 2 главных вида монополии: естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях (автом-ая, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Искусственная монополия – специально создана путём концентрации в чьих-то руках определённой хоз-ой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников; или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные "молчаливо" следуют за ней).    

Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (аббревиатура от нем. Badische Anilin & Soda Fabrik - Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А,В,С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла-таки наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации по многочисленным судебным искам ограбленных граждан.    

Ради повышения доходов  применяются и другие ценовые "хитрости". Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и  краска к нему) устанавливается "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) - завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "ценам снятия сливок" (для "избранных", богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения" - для завоевания кошельков широкой публики.     

Вторая, более тесная форма  союза - синдикат. В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).     

Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут (а) ослабить взаимную конкуренцию, (б) сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время (в) дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.     

Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз -+ трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты -наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ. concern - фирма, предприятие) - это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.    

Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт -так  называемый холдинг (от англ. hold - держать, владеть) - головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.     

Многие концерны опираются  на густую сеть мелких и средних  предприятий и добиваются высокой  эффективности прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в  отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.    

В заключение важно упомянуть  и такую особую форму экономических  союзов, как консдрциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).    

Наконец, олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, большие компании в сфере оптовой торговли и пр.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безудержная конкуренция между ними угрожает "неприятностями" для всех.     

К примеру, если три автозавода-гиганта  господствуют в своей отрасли, то увеличение производства одним из них  может заметно взвинтить рыночное предложение и сбить цены. Подобное поведение одного из конкурентов  сразу же скажется на доходах остальных  членов этой "большой тройки".    

Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают "войны цен" между собой, идут на объединение, картельные и иные соглашения. Вхождение новых  фирм в отрасли с олигополией  также очень затруднено.    

Плюсы и минусы монополии  и её регулирование.  Как всё на свете, монополизм в экономике      имеет свои pro et contra1 (рис.5.10). Так, положительные, или позитивные, стороны монополии (от лат. positivus - положительный) проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, как уже отмечалось, в определённых отраслях она более эффективна и даёт экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своём производстве. Отрицательные стороны монополизма:    

- нерациональное распределение  ресурсов.     

В странах с развитой демократией (США,Франция,ФРГ) рыночной рациональности угрожает ещё один своеобразный вид  монополии - монополиям профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих ме»ст, снижению платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.    

Второй минус монополизма - ♦ усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (зани жением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.     

Возьмём для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73 % всех частных депозитов в стране на I марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные "ножницы цен") банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.    

Информация о работе Лекции по "Экономическая теория"