Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, курс лекций
1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Es=дельта Qa /Q : дельта P /P
Бывает эластичное, неэластичное
предложение и единичной
График 3
Влияющие факторы: цены на
сырье и уровень з\п, ставка %,наличие
резервных производств
Важнейщий - фактор времени,
т.е. период, в течение котор произв-ли
имеют возможность
5 Взаимодействие
спроса и предложения.
Логику поведения гл субъектов
рынка-покупателей и продавцов-
Равновесная цена.
График 4
Совпадение интересов
покупателей и продавцов на нашем
графике характеризует точка
пересеченияE кривых спроса и предложения-точка
равновесия,поскольку спрос в
ней точно уравновешен
Наиболее распростр вариантами
вмешательства в процесс
Установившиеся равновесные
цены не всегда устраив общество. Госуд
вмешательство в этом случае может
принимать форму
-если фиксированная цена
ниже равновесной, возникает
-если выше, то следствием будет излишек товара.
Способ противодействия дефициту: -увеличить предложение за счет, напр, дополн закупок данного товара за рубежом
-уменьшить спрос на
товар путем установления
Введение налогов означает, что покупателю придется плаить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец - из продаж цены кажд товара придется отдать гос-ву сумму=величине налога.S1 будет выше S
6 Рациональное
поведение потребителя:
Теория потребит поведения
служит фундаментом и глубинным
обоснованием теории спроса. Анализ экон
процессов следует нач с
Кардинализм- основан на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетич количеств ед полезности-ютелей.Др словами,экономисты точно знают,какую степень удовлетв получил потребитель в рез-те покупки.
Накопленная сумма полезностей
от всей совокупности последовательно
приобретенных ед определенного
блага назыв общей полезностью(
Предельная полезность(MU)-это полезность,котор приносит потребителю пользование дополн единицы блага.
Суть зкон закона убывающ предельной полезности сост в том,что по мере роста потребления однород благ суммарн эффект от них увелич,но одновременно неуклонно убывает предельн полезность каждой дополн ед этого приращения
Полезность благ соотносится и сопоставляется покупателем с уплаченными за них деньгами.Деньги выступают важной и достаточно определенной колич мерой потребности.
Закон равных предельн полезностей
Пока предельн полезность на ед затрат хотя бы одного блага выше,чем у др,следует перераспределять закупки в его пользу.Равновесие будет достигнуто только тогда,когда предельн полезность на ед затрат сравняется у всех закупаемых благ-никаких мотивов к изменению структуры расходов в этой ситуции у потребителя уже не будет.Максимизируя полезность,покупатель действует в соотв с законом равных предельных полезностей на ед своих денежных расходов.
Изменение в уровне потребления
данного блага могут произойти:
Кроме того,измен цены ведет к изменению всей структуры закупок.
Подитог. Измерение общ и предель полезностей в ютилях так и осталось условн процедурой,не поддаются практич проверке.Но вместе с тем процесс проведенный в рамках кардинализма анализ максамизац общей полезности потребителем оказал огром влияние на эк.теорию и до сих пор часто использ как простейшая модель описания поведения потребителей.
7. Рациональное
поведение потребителя:
Ординализм – направление
экон мысли, концентрирующее внимание
на приоритетах потребителя. В отлич
от кардионализма акцент делается не
на абсолютной величине полезности, а
на сравнительных предподчтениях,
Методологический подход
ординалистов к изучению потребительского
поведения основывается на ранжировании
(порядковом сравнении) полезности благ
покупателем. Предполагается, что хотя
покупатель не может точно количественно
измерить полезность приобретаемых
благ, он тем не менее способен выстроить
все имеющиеся блага в некий
ряд (порядок) от наиболее ценного до
наименее ценного. Поскольку в потребительском
выборе важнейшая составляющая –
это субъективизм индивидуальных оценок
полезности благ, то для выявления
закономерностей этого
Аксиома «ненасыщения» гласит, что при прочих равных условиях ( в том числе и одинаковой цене) для покупателя большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые- предпочтительнее загрязненных и т.д.
Аксиома «рефлективности»: если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого.
Аксиома «полной упорядоченности»: при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными.
Аксиома «транзитивности»: если покупатель предпочитает набор №1 набору№2, а набор №2 набору №3, то он предпочитает набор №1 набору №3. Соответственно, если набор №1 для покупателя равнозначен набору №2 и набор №2 равноценен набору №3, то наборы №1 и №3 также для него равноценны.
Если различные комбинации наборов благ имеют с точки зрения потребителя равнозначную полезность, то потребителю безразлично, какой из них выбрать. Поэтому если мы возьмем все варианты наборов безразличия, изобразим на графике в виде соответствующих точек и предположим, что между этими точками лежит множество «промежуточных» наборов с той же полезностью, то сформируется кривая безразличия, множество точек которой – это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя. Любая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично» какой из них выбрать. A, B, C, D, E, F – варианты набора благ.
8. Теория производства. Производственная функция.
Теория производства изучает,
прежде всего, соотношение между
количеством применяемых
Зависимость между количеством используемых факторов произаодства и максимально возможным при этом выпуском продукции называют производственной функцией. Все факторы производства можно представить в виде трех агрегатов: труд, капитал( орудия и средства труда, включая природные ресурсы) и уровень научно-технических знаний. Повышение уровня последних (научно-технический прогресс) является основным фактором увеличения результативности современного производства.
Проще говоря, производственная функция показывает альтернативные способы получения одного и того же количества продукта с помощью использования разных комбинаций ресурсов (факторов производства)
Графически производственная функция изображается с помощью изокванты. Изокванта – это кривая, отражающая различные комбинации ресурсов, используемых в производстве. И имеющих результатом один и тот же объем выпуска.
Отложив на горизонтальной оси затраты труда, а на вертикальной – затраты капитала и соединив все точки, характеризующие сочетание ресурсов (труда и капитала), использование которых обеспечивает производство единиц продукции, получим изокванту.
9. Особенности переходной
Россия
относится к странам с
В целом можно констатировать, что к настоящему времени рыночные отношения в российской экономике стали преобладающими и в основном созданы предпосылки для перехода к одному из вариантов капитализма как в целостной системе.
Тем не менее Россия пока находится в зоне неустойчивости, когда еще не определен вариант дальнейшего развития. Такой момент называют точкой бифуркации, или точкой выбора, когда относительно легко направить развитие по тому или иному пути.
Современная Россия стоит на распутье. Каким путем дальше пойти? Первый путь – к социализму с его стабильностью, системой социальных гарантий. Второй путь – к чистому капитализму – динамическому обществу с сильнейшими механизмами мотивации всех его членов и огромными возможностями быстрого обогащения для отдельных лиц. Третий путь ведет к смешанной экономике, базирующейся на рыночных принципах, но сочетающей их с сильным государством и социальными гарантиями. Это явно наиболее привлекательно. Но проблеме состоит в том, что создание такого общества – длительный и трудный процесс, требующий огромных ресурсов и усилий всего народа.
И все же иного пути, кроме как к смешанной экономике нет. Опыт других стран мира практически не оставляет выбора: России нужна разновидность рыночного хозяйства, представляющая собой смешанную экономику.
10 Производство
и теория затрат: Затраты в
бухгалтерском смысле и
Издержки производства - затраты на покупку экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ.
Любое производство товаров и услуг, как известно, связано с использованием труда, капитала и природных ресурсов, которые представляют собой факторы производства, стоимость которых определяется издержками производства.
В связи с ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех отвергнутых альтернатив.
Альтернативные издержки - это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки необходимо отличать от бухгалтерских издержек.
Бухгалтерские издержки отличаются от экономических издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся собственностью владельцев фирм. Бухгалтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка предпринимателя, его жены, неявной земельной ренты и неявного процента на собственный капитал владельца фирмы. Иначе говоря, бухгалтерские издержки равны экономическим минус все неявные издержки.
Варианты классификации издержек производства многообразны. Начнем с установления различий между явными и неявными издержками.
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.).
Неявные (вмененные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.
Классификация издержек производства может быть осуществлена с учетом мобильности факторов производства. Выделяются постоянные, переменные и общие издержки.
Постоянные издержки (FC) - издержки, величина которых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют "накладными расходами" или "безвозвратными издержками". К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т. д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит.