Лекции по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, курс лекций

Описание

1.Основные этапы развития экономической мысли.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Работа состоит из  1 файл

EKONOMICHESKAYA TEORIYA.docx

— 239.90 Кб (Скачать документ)

2) Разгосударствление экономики,  приватизация, развитие свободного  предпринимательства. Разгосударствление понимается как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятия, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить без смены собственника. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за результаты. 

Разгосударствление и  приватизация закрепляют режим коммерческого  расчета и самофинансирования и  являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также  создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки  пустить в дело наши огромные резервы  и на этой основе облегчить экономическое  положение страны. Предприниматель  — одна из ключевых фигур рыночной экономики, заинтересованная в эффективном  использовании ресурсов, максимизации прибыли.

3) Формирование разных  типов рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления  хозяйственных связей и развития  свободного предпринимательства.  В переходный период для поддержания материальной сбалансированности в важнейших секторах экономики потребуется применение госзаказов и лимитированного распределения изготовленной по ним продукции и в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командной системы и препятствующих развитию рыночных отношений, что является важнейшей предпосылкой для конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. При формировании рынка ключевое значение приобретает создание сильной системы социальной поддержки и гарантий для населения, которая облегчила бы людям приспособление к условиям рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от трудностей переходного периода.

4) Осуществление активной  инвестиционной политики. Эта политика, опираясь преимущественно на экономические методы, должна обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, сокращения потерь, восприимчивости производства к изменениям спроса и технологическим нововведениям. 

Структурная перестройка  является в конечном счете необходимым  условием устойчивого рыночного  равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка. 

13. Рынок и конкуренция:  монополистическая конкуренция 

Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция — распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.  

В современных условиях этот термин используется для обозначения  различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной  конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, или «искусственным», когда фирма сама, путем организационных приемов, образует монополи. Формами монополизации могут быть могут быть картельные соглашения, синдицированные, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникшие на этой основе различные виды монополистической конкуренции.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Входной барьер при вступлении на рынок – это условие. Которое затрудняет  вступление в отрасль фирм – новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят следующие:

1. Правительство наделяет  фирму исключительными правами  (выдача правительственной лицензии  на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное  телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров  тесно связаны с деятельностью  естественных монополий. 

2. Собственность на невоспроизводимые  и редкие ресурсы. Например, профессиональный  спортивный клуб препятствует  образованию конкурирующих с  ним клубов путем заключения  долгосрочных контрактов с выдающимися  спортсменами. 3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект масштаба, т.е.  преимущество крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.  Так, на рынке автомобилестроения  нелегко войти новым фирмам, не  обладающим значительным капиталом  для создания крупномасштабного  производства.

5. Вступлению в отрасль  могут препятствовать и нелегальные  методы борьбы с потенциальными  новыми конкурентами, вплоть до  угрозы физического уничтожения  (мафиозные структуры).

Чистая монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукта – модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

Понятие  конкуренции. Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют.  Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают  главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление.

Более того, содержание конкуренции  раскрывается в понятии «конкурентного»  и «неконкурентного» рынков. Конкуренция  или конкурентный рынок – это  невозможность влияния на уровень  цены ни одним из много численных  участников рыночного процесса: попытка  завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное  снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким  образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные  доходы. Масштабность, массовость и  насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участок представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры  потоков – практически невозможно.  

 

14. Естественные  монополии

"Естественная монополия  - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса  на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в  силу технологических особенностей  производства (в связи с существенным  понижением издержек производства  на единицу товара по мере  увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами  естественной монополии, не могут  быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с  чем спрос на данном товарном  рынке на товары, производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии".

Естественная монополия  существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий  субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем  были бы издержки у ряда конкурирующих  с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и  большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда  и понижение издержек на единицу  продукции, что означает более эффективное  использование ресурсов. В связи  с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно  вынуждает регулировать их деятельность.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование  очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного  производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который  нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может  выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для  данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен  или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз  одному эффективному производителю  в отрасли.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и  выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые  отрасли инфраструктуры, которым  свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное  телевидение, системы связи, водоснабжение  и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся  в собственности государства  или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие  естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного  хозяйства или виды отдельные  виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Определение естественной монополии

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет  ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия  им и потребителям.

Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

первое - положение предприятия  не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;

второе - положение предприятия  считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного  товара меньше 65%, если это доминирование  выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия  на рынке, из относительного размера  долей его контрагентов, а также  из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия  на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может  быть признано доминирующим, а оно  само монополистом.

 

15. Рынки факторов  производства: Концепция факторов  производства. Спрос на факторы  производства. Предложение факторов  производства.

В западной экономической  литературе одним из основных положений  является концепция факторов производства. К факторам производства при этом относятся: земля, труд, капитал. Каждому  из них вменяется своя особая доля в создании ВНП и НД (валовой  национальный продукт и национальный доход).

В связи с этим выделяются рынок земельных и природных  ресурсов, рынок труда и рынок  капиталов.

Обычно в экономической  науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство. При этом под трудом подразумевают деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата.  
Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ. Говоря о земле, мы имеем в виду не только землю как таковую, но и воду, воздух и все прочие блага, которые природа предоставляет в пользование человеку. Предпринимательство — особый фактор, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства.

Труд есть целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей.

Информация о работе Лекции по "Экономическая теория"