Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
31
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
(«ТГАМЭУП»)
Кафедра экономики и МХС
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Малый бизнес в национальной экономике»
Выполнила:
Студентка I курса
ФУ 581 группы
Быбина П.П.
Проверила:
Асс. Карюкина Ю.В.
Тюмень, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………....
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет четко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюктуру рынка.
Малое предпринимательство может стать наиболее динамично развивающимся сектором, способным оказать существенное влияние на макроэкономическую сферу. Оно способствует расширению занятости, а также повышает действенность рыночных механизмов, препятствуя проявлению монополизма.
Сложность и противоречивость продвижения экономики России путем рыночных реформ во многом обусловлены недостаточной ролью малого бизнеса, как важнейшего фактора формирования конкурентной среды.
Приходится констатировать, что в современной переходной экономике России малый бизнес не выполняет функций, которые характерны для него в странах с развитой рыночной системой – страны «большой восьмерки». Озабоченность подобным положением вещей отмечается на различных уровнях власти, что подчеркивает актуальность исследования проблем малого предпринимательства. Развитие данной сферы экономики должно стать катализатором в динамике таких направлений реформирования как развитие многообразных форм предпринимательской деятельности, формирование конкурентной среды, проведение антимонопольной политики.
В последние несколько лет активность исследования проблем малого бизнеса резко возросла в связи с осознанием того факта, что малый бизнес в России не только не выполняет тех функций, которые характерны для него в странах с рыночной экономикой, а напротив, ссужает сферу своей деятельности, как качественно, так и количественно. Сокращение числа малых предприятий и стагнация в последующий период вызвали озабоченность Правительства, что выразилось в принятии целого ряда важнейших законов, направленных на стимулирование развития малого бизнеса, и стимулировало научные исследования в данной области. Однако направления исследования несколько изменились, поскольку стал очевиден переход от анализа общих проблем малого бизнеса (место и роль в экономической системе, в решении социальных проблем, проблем занятости и т.д.) к анализу причин сокращения сферы малого бизнеса, факторов, сдерживающих его развитие и поиск условий активизации малого предпринимательства. Важно отметить, что многие рекомендации ученых находят свое выражение в изменении политики государства в отношении к малому бизнесу.
Вместе с тем, практика показывает, что, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства на различных уровнях, от федерального до муниципального, коренного улучшения ситуации не происходит. Это объясняется как многогранностью самого явления малого бизнеса, так и многообразием условий его функционирования. Поэтому, несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам малого предпринимательства, исследование этой проблемы требует дальнейшей разработки. В частности, закономерности функционирования малого бизнеса как системы и воспроизводства этой системы практически не исследованы.
В целом же малый бизнес - как система, еще только получает свое теоретическое обоснование как важный источник экономического развития страны. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработка обусловили выбор темы курсовой работы, ее объект и предмет, определили цель и задачи исследования.
Объектом исследования являются экономические отношения и механизмы, обеспечивающие воспроизводство конкурентной среды и малого бизнеса, как системы.
Предмет исследования - условия формирования системы малого бизнеса в национальной экономике, проблемы развития, роль в формировании конкурентной среды.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить его роль в развитии рыночных отношений трансформирующейся экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути развития.
В соответствии с поставленной целью было намечено решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятие малого бизнеса.
Выявить факторы, определяющие функционирование малого бизнеса.
Произвести анализ роли и места малых предприятий в национальной экономике.
Выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса в России.
Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса.
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Малый бизнес. Его понятие и сущность
Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам [1,c.222].
Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.
Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.
Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а конкурируя, - организовывать производство.
Конкуренция - это для предпринимателя естественный и единственно возможный способ хозяйствования.
В толковом словаре В. Даля предприниматель характеризуется следующим образом: "Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый и решительный на дела такого рода". Причем условием деятельности предпринимприспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно – технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием [18,c.321].
Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие:
- во-первых, это деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит деятельностью предприятия и берет на себя весь предпринимательский риск. Соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общльно-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряжённости в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству [8,c.67].
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, ка и высшие менеджеры малых предприятий. Таким образом, все результаты и выводы исследования опираются на субъективные свидетельства представителей предпринимательского сообщества. Проведению опроса предшествовала работа по определению набора факторов и отдельных аспектов, изучение которых необходимо для формирования адекватной картины условий предпринимательства в регионах РФ. К этой работе были привлечены эксперты - представители малого бизнеса, специалисты федеральных и региональных органов власти, представители общественных организаций, независимые эксперты и др [14].