Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Также к главным проблемам российского малого бизнеса относятся, трудности нормативно – правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., проблема финансово-кредитного обеспечения.
Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимания этой проблеме [19,c.45]. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести [6,с.94]:
- отставание законодательства от практики;
- нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
- наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
- низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере снижения предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.
Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования [10,с.285].
К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное [10,с.305].
В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.
Таблица 2
Задолженность малых предприятий по полученным кредитам банков и займов (миллионов рублей на конец года)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего | 239591
0 | 314251 8 | 395636 1 | 475613 5 |
в том числе: |
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное | 13369 | 20911 | 27223 | 44817 |
рыболовство, рыбоводство | 5261 | 7573 | 8800 | 9256 |
добыча полезных ископаемых | 16961 | 29230 | 32474 | 35088 |
обрабатывающие производства | 147123 | 193675 | 189635 | 207329 |
производство и распределение | 1273 | 2096 | 5063 | 4832 |
строительство | 115188 | 172771 | 191585 | 293989 |
оптовая и розничная торговля; ремонт | 107375 0 | 123208 1 | 140874 7 | 164903 2 |
гостиницы и рестораны | 8874 | 10246 | 15827 | 20493 |
транспорт и связь | 33618 | 47862 | 58695 | 74485 |
из них связь: | 4538 | 7552 | 10759 | 12324 |
финансовая деятельность | 480354 | 783056 | 1128232 | 1408647 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 483621 | 609034 | 712694 | 962949 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 50 | 28 | 34 | 164 |
образование | 577 | 404 | 743 | 459 |
здравоохранение и предоставление | 2592 | 10763 | 149735 | 6824 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 13299 | 22760 | 26874 | 37771 |
Рассмотрев данную таблицу (табл.2), можно сделать вывод, что фирмам очень тяжело выплачивать кредиты банкам, с каждым годом сумма становится больше. Так например, отрасль сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - задолженность на 2005 г. составляла 13.369 р., а в 2008 г. составляет 44.817 р. финансовая деятельность – к 2005 г. задолженность составила 480.354 р., в 2008 г. – 1.408647 р.
Еще одна российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.
Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий вывод. Для улучшения положения в сфере малого предпринимательства необходимо:
- установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
- упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования и деятельности и налогообложения;
- законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;
- определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.
Система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.
Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире [20,с.15]. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
Решение задач развития малого предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.
В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:
- Принят пакет законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне [9,с.36] .
- Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам [9,с.37].
Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах.
Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно уделяется пристальное внимание.
Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг составляет ¾ от общего его вклада в развитие экономики.
В России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. Одной из причин создавшегося положения является обособленная оценка вклада малого бизнеса в развитие экономики регионов и станы в целом на основе многообразия статистических показателей. Последние зачастую изменяются в разных направлениях, что не дает возможности сформировать общего представления о степени развития малого бизнеса. С целью устранения этого недостатка представляется целесообразным использовать комплексный подход к решению поставленной задачи. Для этого, прежде всего необходимо:
- выявить основные направления, характеризующие специфическую сущность малого бизнеса;
- отобрать ключевые показатели, наиболее ярко отражающие развитие каждого из направлений;
- выбрать методику агрегирования частных показателей в комплексный с учетом значимости каждого из направлений в системе комплексной оценки;