Малый бизнес в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)

              Также  к  главным проблемам  российского  малого  бизнеса  относятся,  трудности нормативно – правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий,  неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки  малых фирм, воздвигнутые  административные  барьеры  и  т.д., проблема финансово-кредитного обеспечения.

              Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития  российской  экономики,  а  критика  государственной  власти  в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,  само государство  все  еще  не  уделяет  в  достаточной  степени  внимания этой проблеме [19,c.45]. Следует признать, что система  государственной  поддержки  малых предприятий  в  российской  экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее эффективность  оставляет  желать  лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают  государственную  поддержку  мелкому  производству  на современном   этапе   как   декларативную,   не    обеспеченную  реальными обязательствами. Если на  местном  и  региональном  уровне  еще  можно  дать позитивную  оценку  действий   государства,   то   на   федеральном  уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

              В  целом  к  недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно отнести [6,с.94]:

- отставание законодательства от практики;

- нестыковка различных законодательных и нормативных актов;

- наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;

- низкий уровень информирования о принимаемых законах.

Еще одна проблема российских малых предприятий,  возникающая  со  стороны государства  –  неоправданные  административные   барьеры. Они   создаются государственными ведомствами в сфере снижения предпринимательской   деятельности,  лицензирования   и   сертификации.  

              Малому бизнесу сейчас  необходима  защита  от  административного  произвола. Огромное число  проверок  и  проверяющих  инстанций  отнимают  массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность  функционирования  [10,с.285]. 

              К числу не менее значимых  проблем  следует  отнести  финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение  дел  в  сфере   государственной финансовой поддержки  весьма  плачевное [10,с.305]. 

              В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми  ресурсами  без  помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В  условиях российской экономики  мелким  фирмам  постоянно  приходится  сталкиваться  с проблемой недостатка  кредитно-финансовых  ресурсов,  и  это  обусловлено  не только слабой политикой государства в  этом  направлении.  Помимо  бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна  помощь  со  стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

  Таблица 2

Задолженность  малых  предприятий  по  полученным  кредитам банков  и  займов (миллионов  рублей  на  конец  года)

 

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

Всего

239591

 

0

314251

8

395636

1

475613

5

в том числе:

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство

13369

20911

27223

44817

рыболовство, рыбоводство

5261

7573

8800

9256

добыча полезных ископаемых

16961

29230

32474

35088

обрабатывающие производства

147123

193675

189635

207329

производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

1273

2096

5063

4832

строительство

115188

172771

191585

293989

оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования

107375

0

123208

1

140874

7

164903

2

гостиницы и рестораны

8874

10246

15827

20493

транспорт и связь

33618

47862

58695

74485

 

из них связь:

4538

7552

10759

12324

финансовая деятельность

480354

783056

1128232

1408647

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

483621

609034

712694

962949

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

50

28

34

164

образование

577

404

743

459

здравоохранение и предоставление
социальных услуг

2592

10763

149735

6824

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

13299

22760

26874

37771

 

Рассмотрев  данную  таблицу (табл.2),  можно  сделать вывод,  что  фирмам  очень  тяжело  выплачивать  кредиты  банкам,   с  каждым  годом  сумма  становится  больше. Так например,  отрасль сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -   задолженность  на  2005 г.  составляла  13.369 р., а в 2008 г.  составляет  44.817 р.  финансовая  деятельность –  к  2005 г. задолженность  составила  480.354 р., в  2008 г. – 1.408647 р.

Еще одна  российская  проблема  сферы  кредитования  малого   бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы  нормативно-правового  регулирования   налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого  предпринимательства в сектор теневой  экономики.

              Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий вывод. Для улучшения положения в сфере малого предпринимательства необходимо:

- установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;

- упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования и деятельности и налогообложения;

- законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;

- определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.

Система  государственной  поддержки  малых предприятий  в  российской экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее эффективность  оставляет  желать  лучшего.  Большинство   владельцев   малых  предприятий оценивают  государственную  поддержку  мелкому  производству  на современном  этапе   как   декларативную,   не    обеспеченную    реальными обязательствами.

              Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире [20,с.15]. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

              Решение задач развития малого предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.

              В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:

- Принят пакет законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне [9,с.36] .

- Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам [9,с.37].

Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и  в отраслевом разрезах.

              Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно  уделяется  пристальное  внимание.

              Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг составляет ¾ от общего его вклада в развитие экономики.

              В России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. Одной из причин создавшегося положения является обособленная оценка вклада малого бизнеса в развитие экономики регионов и станы в целом на основе многообразия статистических показателей. Последние зачастую изменяются в разных направлениях, что не дает возможности сформировать общего представления о степени развития малого бизнеса. С целью устранения этого недостатка представляется целесообразным использовать комплексный подход к решению поставленной задачи. Для этого, прежде  всего  необходимо:

- выявить основные направления, характеризующие специфическую сущность малого бизнеса;

- отобрать ключевые показатели, наиболее ярко отражающие развитие каждого из  направлений;

- выбрать методику агрегирования частных показателей в комплексный с учетом значимости каждого из направлений в системе комплексной оценки;

Информация о работе Малый бизнес в национальной экономике