Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно - правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам. В первую очередь речь идёт о принятии закона "Об иностранных инвестициях". Но не менее важен и морально - этический аспект вопроса. Многим российским предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям как к безвозмездному подарку от родного государства или зарубежного мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью.
Инвестиции не возможны без надёжной банковской системы. Банковский сектор долго считался наиболее продвинутым в системе рыночных координат. После августовского кризиса пришло прозрение - до классических рыночных институтов подавляющему большинству наших банков ещё далеко. Наглядно это можно увидеть на диаграмме, приведённой ниже.
Рис. 4
Показатель кредитов, выданных банками (в процентах)
Сегодня все кредиты, выданные банками России, составляют лишь 11% ВВП. Для сравнения: в Германии этот показатель достигает 113%, в США - 119%, в Японии - 190%. Помимо этого, около 75% активов всей банковской системы России сосредоточено в так называемых проблемных банках и банках - банкротах. На сегодняшний момент, главный предмет дискуссии - как и за счёт каких средств осуществить программу реструктуризации банковской системы.
Безотлагательное решение проблемы создания своевременной и стабильной налоговой системы гораздо плодотворнее бесконечных попыток государства усилить фискальный пресс. До тех пор, пока предприниматель не будет иметь чётких законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако недавние правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки. Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии.
Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели должны быть уверены в том, что налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются разумно. Пока этого нет.
Кроме того, нужно понимать, что разумная и справедливая налоговая реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны и соответственно затронет интересы сегодняшней армии чиновников.
Ничто так не затрудняет деятельность предприятия, как отсутствие систематической, надёжной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители и торговые посредники вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Органы государственной статистики предоставляют информацию предприятиям и организациям только на платной основе и в ограниченном объёме. Именно поэтому необходимо создание национальной и региональных информационно - коммерческих сетей и центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, в том числе о мировых банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.
Это лишь некоторые из мер, поддержки малых предприятий, которые могут реально повысить уровень развития последних. Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении мер поддержки.
В подавляющем своём большинстве предприниматели положительно воспринимают идеи усиления государственного регулирования экономических процессов в нашей стране. При этом главная цель возврата государства в экономику - устранение перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования, а не "ползучая" реставрация прошлых порядков. Нельзя допустить, чтобы все новации свелись к очередной волне бюрократической регламентации, наращиванию полномочий и штатов контролирующих органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённых исследований мы сделали следующие выводы.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. В то же время следует отметить, что существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития.
Бизнес занимает существенное место в экономике любой страны. Можно выделить следующие функции малого бизнеса: социальную, политическую, экономическую. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность.
Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России).
Также к главным проблемам российского малого бизнеса относятся, трудности нормативно – правового характера, т.е непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., проблема финансово-кредитного обеспечения.
Главный вывод, который необходимо сделать – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но, не смотря на все проблемы, малый бизнес в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает, не столь успешно, как это могло бы быть. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2001. –222 с.
2.Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. – М.: Кооперация Спутник +, 2004. –199 с.
3.Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России //Финансы и кредит. М.: Факт - 2004.- С. 13-25
4. Игнатова Н. Малый бизнес дорос до среднего. - М.:Новый мир, 2007. – С.47-60
5. Конева О.В. Критерии определения границ малого бизнеса //Экономика. Психология. Бизнес. -2005. - №4 – С. 15-65
6.Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА - 2004. –453 с.
7.Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №1. – С. 19-96
8. Максимцова М.М. Менеджмент малого бизнеса: Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2004. –67 с.
9. Нахимов А.К. Новости Малого Бизнеса// Экономика. - 2009. - №44 - С.34-37
10. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 1991. - 159 с.
11. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 2008. -№7. –С.130-140
12. Официальный сайт журнала Проблемы современной экономики // www.m-economy.ru
13. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru
14. Официальный портал Администрации Санкт – Петербурга //www.gov.spb.ru/gov/admin/
15. Официальный сайт журнала Росбалт-Север // www.rosbalt.ru/economics
16. Сборник законов Российской Федерации. – М.: СБОРНИК, 2007. – С. 16-142
17. Семёнова В.М. Экономика предпринимателя. – М.: Профиздат, 2005. – С.23-27
18. Серегин А.С. "Эффективность малого бизнеса". - М.: Экономика, 1990. - 321 с.
19. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания// Вопросы экономики. - 2008. - № 10 – 45 с.
20. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит. – 1992. - № 1 – 15 с.