Малый бизнес в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)

- сформировать критерии оценки степени развития малого бизнеса в стране в целом, и сфере услуг в частности, а значит и его вклада в экономику.

В рамках решения первой задачи были выделены следующие основные направления, по которым производится оценка малого бизнеса[5,с.16]:

- масштаб  развития  и  плотность  распределения;

- вклад  в  социальную  сферу  страны;

- вклад  в  экономику  страны;

- деловая  активность;

- вклад  в  будущее  социально – экономическое  развитие  страны.

 

При решении второй задачи из всего многообразия частных показателей, характеризующих результат каждого из указанных выше направлений, необходимо выделить те, которые позволяют сформировать адекватную оценку реализации конкретного направления. Они должны также отвечать требованию сопоставимости друг с другом. К числу таких показателей относятся:

- доля  малых  предприятий  в  общей  совокупности  предприятий;

- доля  малых  предприятий  в  численности  занятых;

- доля  малых  предприятий  в  ВВП  страны;

- доля  выручки  малых  предприятий  в  общем  объеме  выручки  предприятий;

- доля  инвестиций  малых  предприятий  в  основной  капитал  страны.

             

Наглядно процедура решения поставленных задач представлена на рис. 1.

 

Рис.1

Процедура формирования комплексной оценки вклада малого бизнеса в развитие сферы услуг и экономики в целом
 

 

 

Для получения обоснованной оценки относительно участия малого бизнеса в экономике, необходимо установление критериальных значений предлагаемого комплексного показателя. Для этого был проведен анализ статистических данных стран, входящих наряду с Россией в группу большой восьмерки и характеризующихся, по общемировому признанию, высоким уровнем развития экономики и малого бизнеса.

В диаграмме, представленной ниже, отражены показатели вклада малого бизнеса в экономику всех стран большой восьмерки [6,с.96].

 

Рис. 2

Показатель вклада малого бизнеса в экономику стран большой восьмерки

(в процентах)

 

 

Результаты позволили выявить, что при значении показателя 48% и выше вклад малого бизнеса в экономику страны можно считать высоким. Значение показателя стран со слабо и средне развитым малым бизнесом будет находиться в интервальном промежутке от 47% и ниже, в данном случае определяя границу между ними достаточно обозначить среднее значение. Основываясь на вышеизложенном, можно рекомендовать следующую шкалу критериальных значений для оценки вклада малого бизнеса в экономику:  48% и выше - вклад малого бизнеса в экономику страны высокий; от 24% до 47% - вклад малого бизнеса в экономику страны средний; от 0 до 23,0% - вклад малого бизнеса в экономику страны   не  значительный. По полученным данным, в других странах большой восьмерки малый бизнес создает от 39 до 70% ВВП. На тысячу европейцев приходится в среднем тридцать малых предприятий. В России доля малого бизнеса в ВВП пока не превосходит 15%, как и 10 лет назад. У нас на тысячу граждан насчитывается всего семь малых предприятий, на которых работает от силы 18% населения.

              Для оценки вклада малого бизнеса в сферу услуг, расчет критериальных значений системы оценки целесообразно произвести на основе предложенной выше системы, учитывая, что оптимальное соотношение составляет 3.4 к значению комплексного показателя вклада малого бизнеса в экономику.
В результате получается следующая шкала оценок: 36,0% и выше - вклад малого бизнеса в сферу услуг высокий;  18,0 % - 35,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг средний; 0 % -17,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг незначительный. Результаты расчета данного показателя применительно к России  представлены на  рис. 3

Рис. 3

Динамика комплексных показателей вклада малого бизнеса в экономику и развитие сферы услуг в России

 

 

              Представленные на рис. 3  данные наглядно свидетельствуют о том, что вклад малого бизнеса в экономику в целом и развитие сферы услуг в частности, начиная с 2003 г. имеет незначительную, но устойчивую положительную динамику. Вместе с тем значение рассчитанных показателей отличаются от эталонных, что характеризует Россию как страну со слаборазвитым малым бизнесом.
              Полученные результаты предопределяют необходимость корректировки существующего подхода к организации государственной поддержки малого бизнеса в России, так как в течение длительного периода она не приводит к ускорению интенсивности развития малого бизнеса, который наряду с этим характеризуется не рациональной внутриотраслевой структурой.

              В заключении следует отметить, что предлагаемый комплексный показатель является универсальным, так как с его помощью можно сформировать оценку не только вклада малого бизнеса в экономику страны в целом, но и на уровне субъектов РФ, в том числе в разрезе отраслей и сфер деятельности. Изменение его значения в динамике позволит оценить рациональность и эффективность направлений государственной поддержки изучаемого рыночного инструмента. На его основе можно так же определять рейтинг территориальных образований на предмет выделения эталонных, характеризующихся высоким уровнем развития малого бизнеса, что, в свою очередь, позволит администрации отстающих в этом вопросе регионов заимствовать положительный опыт.

              Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.

 


2.2 Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ

 

Ни для кого не  является секретом плачевное положение малого бизнеса в  России.  Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, почти не прописанных в законодательстве. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки. Все это губит самые лучшие начинания. А ведь есть в стране хороший ресурс для развития малого бизнеса — мощная поддержка на федеральном уровне, колоссальный интеллектуальный потенциал. И все это пока упирается в «непонимание», а точнее нежелание что-либо понимать местных властей, видящих в бизнесе не плацдарм для экономического роста страны, а объект исключительно для собственного, их, чиновничьего обогащения. Простым же гражданам в таких условиях открывать свое дело невыгодно.  

              Дмитрий Медведев – избранный  президент  РФ, совершенно четко осознает  это и, выступая на президиуме Госсовета, заявляет, что развитие малого бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны. «Малый бизнес — это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России 60-70% населения, — подчеркивает избранный президент. — Кроме того, развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей» [15].

              Дмитрия  Медведева полностью не устраивает ситуация, когда чиновники обирают бизнесменов. «Возникает мысль полностью запретить проверки малого бизнеса, — говорит он [15].  Как отмечает Медведев,  инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта. Поэтому нужна серьезная  стратегия поддержки и  развития малого бизнеса, конечной целью которой станет существенное увеличение экономического веса этого сектора. 

              Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности — такую задачу ставит  Дмитрий Медведев, подчеркивая при этом, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий. 

              В первоочерёдном порядке требуется интенсифицировать предпринимательскую активность малого бизнеса в сфере промышленности, строительства и  ЖКХ, потому что практически 50%  предпринимателей  заняты торговлей. «Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу, бюджетные услуги, в том числе здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование, социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество», - сказал  Дмитрий  Медведев [15].

              Особо актуальны вопросы совершенствования структуры активов малых предприятий, объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал  менее 4% от общего объема по экономике.  Низки и другие экономические показатели,  к примеру, оборот малых предприятий. Не менее важно обеспечить малый бизнес доступом к ресурсам, что позволит существенно снизить затраты.  Одним из важнейших направлений поддержки малого бизнеса должно стать создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов. Существенную помощь здесь могут оказать и  региональные венчурные и  гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств. По-прежнему высокой для малого бизнеса остается текущая стоимость капитала. Мелкий бизнес не может потянуть ни залоговых требований, ни обеспечительных мер. В этой связи  нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику.

В центре внимания МЭРТ — микрофинансирование малого бизнеса. Его потребность в кредитах на сегодня составляет 1 трлн. рублей, при том, что привлечь удалось лишь 250 млрд. руб. На подходе  кредитная помощь от других банков, в частности — «Сбербанка». 

              Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции в 2008-2010 гг. в значительной степени зависит от ряда условий [17,c.25]:

- По мнению ряда экспертов, финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства является основным направлением его развития. За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. На 2008-2010 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета. Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, трикотажной отраслях требуют много миллиардных  вложений. В итоге большинство отечественных малых производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями.

- Формирование благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и на местах принятых федеральных законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Принятый пакет законов должен ликвидировать барьеры для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают упрощение порядка регистрации хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”). В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, необходимый для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень регулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов [16,c.59].

- Сокращение налоговой ставки, прежде всего для начинающих предприятий. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений и т.п.

- Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2008-2010 гг. на таких приоритетных направлениях, как [7,с.35]:

а) создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и уже работающих на российском рынке предприятий;

б) увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в несколько раз расширит сферу финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

в) эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга;

г) создание современных элементов инфраструктуры – бизнеса, научных и инновационных парков.

- Налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. В этой связи необходимо разделить полномочия между законодательной и исполнительной властью, отвечающими за формирование благоприятного предпринимательского климата в стране.

- Для стабильной работы малых предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта необходимо обеспечить условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства. По мнению многих предпринимателей, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное; 

- информационно-техническое;

- организационное; 

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Главный вывод, который необходимо сделать – это  тот факт, что основная часть всех  трудностей,  с  которыми  сталкивается  малый бизнес в России, лежит  в  области  взаимоотношений  с  государством. Но, не смотря на  все проблемы, малый бизнес в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает, не столь успешно, как это могло бы быть. Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

 

         


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОСИИ

 

3.1 Проблемы существования малого предприятия

 

Финансовые проблемы в деятельности малых предприятий играют ведущую роль. Таков рейтинг проблем, так или иначе связанных с финансами малых предприятий:

Информация о работе Малый бизнес в национальной экономике