Малый бизнес в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2 . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3 . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2. Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)

Принятый подход принципиально оставляет за рамками исследования такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т.д. Все эти факторы, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение).

В рамках проекта на первом этапе был проведен экспертный опрос, который позволил выделить наиболее существенные условия предпринимательства в российских регионах. На основании анализа количественных оценок мы выделили несколько определяющих, по мнению экспертов, факторов, которые формируют предпринимательскую среду в регионах:

      Фактор «трансакционно-инфраструктурный», который определяется характеристиками среды с точки зрения издержек, связанных с пользованием инфраструктурой: транспортом, складами, услугами таможенных служб, администраций.

      Фактор «административных преференций» предполагает характеристики административных преференций бизнесу, условий доступа к госзаказу и кредитной инфраструктуре.

      Фактор «региональной экономической политики», характеризуется  деятельностью администрации региона в области экономического законодательства и политики относительно финансового сектора.

      Фактор «собственности» характеризуется ресурсной базой предпринимательства (наличие собственности и иных активов для ведения бизнеса).

Существует система показателей, которые отражают и полно описывают условия предпринимательства в российских регионах [10,c.159]:

Финансовые ресурсы :

- наличие/отсутствие дефицита финансовых ресурсов

- условия и сроки получения кредита

- небанковские источники кредитования

- система налогообложения

Имущественные ресурсы :

- наличие/отсутствие в регионе объектов недвижимости  для покупки; для аренды

- ценовые параметры недвижимости

- доля малого бизнеса, владеющего недвижимостью

-  материальная (производственная база)

Правовые условия :

- общая практика правоприменения, в том числе функционирование судов, соотношение правовой и внеправовой практик разрешения споров, сроки рассмотрения исков, соблюдение налогового законодательства официальными органами и предпринимателями

Состояние конкуренции:

- протекционизм по отношению к предприятиям региона или определенной отрасли

Информационные условия:

- доступ к нормативной базе

- наличие в регионе консультационных центров для малых предприятий

- наличие в регионе специальных информационных источников для малых предприятий

Доступ к государственному заказу :

- доступ к информации о конкурсных торгах

- доступ к информации о тендерах и госзаказе

- соблюдение равенства участников торгов и  тендеров

Трансакционные издержки:

- процедуры регистрации, лицензирования деятельности малого предприятия

- количество контрольно-надзорных органов

- издержки взаимодействия с контрольно-надзорными органами, в том числе размеры/распространенность вненормативных (коррупционных) выплат

- цена выхода с рынка

- ликвидность бизнеса (возможность продать)

Поддержка малого предпринимательства в регионе:

- отношение органов власти и управления всех уровней в регионе к малым предприятиям

- основные формы поддержки малого бизнеса в регионе

- отношение населения

Уровень безопасности:

- уровень давления (принуждения) со стороны   администрации по отношению к субъектам малого бизнеса

- криминогенная обстановка

- уровень давления (принуждения) со стороны правоохранительных органов

- обеспечение прав собственности

Деловые сети малого предпринимательства:

- основные контрагенты малого предпринимателя (бизнес, администрация, правоохранительные органы)

- доминирующие практики контрактации (формальные/неформальные)

-  устойчивость деловых сетей

- широта деловых связей

Мотивация бизнеса:

- рыночные задачи (извлечение прибыли, выживание, интенсивное развитие за счет внедрения технологий, переход в разряд среднего бизнеса и т.д.)

- финансовые результаты

- оценка текущей ситуации в экономике региона и прогноз

Характеристика малого предприятия:

- Размер (количество занятых)

- Организационная форма [14].

Рассмотрим  критерии  малого  бизнеса. К ним в настоящее время   относят [6,c.56]:

1) численность предприятия

2) объем его выручки

3) состав учредителей

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого  предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая 1995 г., подписанному 14  июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами  малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает[16,c.134]:  100 человек (в  промышленности,  строительстве  и  на  транспорте), 60 человек (в сельском хозяйстве и научно-технической сфере), 50 человек (в оптовой торговле), 30 человек (розничной  торговле  и  бытовом обслуживании) и 50 человек – в остальных отраслях.

Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных  и  религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает  25  процентов, также как и доля одного или нескольких  юридических  лиц,  не  являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства  закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

 

2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ

 

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Таблица 1

Число  малых  предприятий  по  субъектам  РФ  (на конец года)

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

Кол-во малых предприятий (тыс)

В % к итогу

Кол-во малых предприятий (тыс)

В % к итогу

Кол-во малых предприятий (тыс)

В % к итогу

Кол-во малых предприятий (тыс)

В % к итогу
к итогу

Кол-во малых предприятий (тыс)

В % к итогу
к итогу

Российская Федерация

882,3

100

893,0

100

953,1

100

979,3

100

1032,8

100

Центральный
федеральный округ

331,3

37,5

322,2

36,1

330,0

34,6

337,4

34,5

353,1

34,2

Северо-Западный
федеральный округ

132,5

15,0

136,1

15,2

153,9

16,1

163,3

16,7

162,5

15,7

Южный
федеральный округ

85,5

9,8

96,4

10,8

106,9

11,2

109,4

11,2

112,0

10,8

Приволжский
федеральный округ

148,8

16,8

148,3

16,6

157,7

16,6

160,6

16,4

173,3

16,8

Уральский
федеральный округ

56,6

6,4

57,8

6,5

60,6

6,4

66,3

6,8

75,9

7,3

 



31

 

Продолжение таблицы 1

Сибирский
федеральный округ

92,1

10,5

98,9

11,1

105,1

11,0

103,9

10,6

111,3

10,8

Дальневосточный
федеральный округ

35,5

4,0

33,2

3,7

39,0

4,1

38,4

3,9

44,8

4,3

  

В данной таблице (табл. 1) представлены как данные по всей Российской Федерации в целом, так и по отдельным её субъектам. Приведено соотношение  количества предприятий по субъектам к общему количеству.

Исходя  из  статистических  данных  приведенной  таблицы (табл. 1),  можно сделать  вывод,  что  количество  малых  предприятий  неуклонно  растёт.  Например,  в Российской  Федерации  за  2004 г. 882,3 тыс.  созданных  предприятия,  а  уже  к  2008 г. - 1032,8 тыс.  предприятий,  в  Уральском  федеральном  округе за 2005 г. - 57,8  тыс. существующих  предприятий, а за 2008 г. – 75,9 тыс. предприятий.

Малый бизнес в  России  поставлен  в  трудные условия существования,  сопряженные с множеством проблем, которые  заставляют малые фирмы  уходить в тень, действовать за  рамками  законодательства,  либо ведут к  разорению и банкротству.

              Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России). В  США  на  245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм или почти 10% [12].

              Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей (диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства). Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство зарабатывает свой нелегкий хлеб в розничной торговле и сфере услуг. Им нужны условия — технопарки,  бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы окрепнуть. За рубежом такая система давно и  эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на  100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент — 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7 [11,c.135]. В  России, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах попросту рано. 

              Стремиться есть к чему, и, решив бесчисленное множество проблем малого бизнеса, защитив его, государство только выиграет и получит мультипликативный  эффект в виде роста благосостояния россиян и  роста же  -  причем не  сырьевого, а инновационного  -  национальной экономики.  Мультипликативным эффектом называют возможность увеличивать свою силу в геометрической прогрессии, что способствует повышению роста дохода над ростом инвестиций [1,c.132].

Информация о работе Малый бизнес в национальной экономике