Малый бизнес в рыночной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.............................................................................................17
2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33

Работа состоит из  1 файл

роль малого бизнеса в РФ!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Орехово-Зуевский филиал 
 
 
 

Очное отделение 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

по предмету «Экономическая теория»

на тему

«Малый  бизнес в рыночной экономике РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орехово-Зуево

2009г.

Содержание 

Введение. ......3

    Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6

   1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6

   1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8

    Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их

                     решения.............................................................................................17

    2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17

      2.2.Возможные пути их решения.................................................................23

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26

Заключение........................................................................................................31

Библиография ....33

Приложения......................................................................................................... 
 

 

      Введение

     Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств - крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых - специфика отраслей, их технологические особенности.

     Вместе  с тем во многих странах мира всё  большее развитие получают малые  предприятия. С одной стороны,  проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны - крупные предприятия всё больше взаимодействуют с небольшими, используя их преимущества в тех областях, где крупным предприятиям невыгодно затрачивать свои усилия.

     Следует также иметь в виду, что развитие малого предпринимательства позволяет  развивать конкурентную среду, создавать  новые рабочие места, лучше использовать местные сырьевые ресурсы.

     Все эти бесспорные преимущества предопределили высокое развитие малого бизнеса  в мире. В промышленно развитых странах Европы, Азии, Америки удельный вес малых предприятий в валовом  внутреннем продукте составляет от 40 до 60%, высока доля занятых в этом секторе экономики.

     В России малое предпринимательство  ещё не получило должного развития. Страна имеет множество резервов для расширения этой сферы экономики, придания ей большего размаха, большего участия в экономике страны, в обеспечении роста благосостояния населения.

     Малые предприятия сегодня – это  динамично развивающийся сектор любой рыночной экономики, в том числе и российской. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку растет доля конкурентной среды, создаются дополнительные рабочие места, расширяется и укрупняется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к все большему и большему пополнению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     «Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, следует отметить некоторые его черты:

  1. малые фирмы очень  динамичные и гибкие, они способны на быстрое обновление списков и перечней производимой ими продукции;
  2. они хорошо учитывают спрос потребителей и поэтому более приспособлены к изготовлению и выпуску нестандартных изделий.
  3. малые предприятия требуют меньше капитальных вложений, так как быстрее и дешевле технически перестраиваются.
  4. некоторые из них - рисковые фирмы – являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки;
  5. обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей;
  6. чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому в них насчитывается наибольшее количество свободных мест.
  7. в большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета» ¹.

     Возникает вопрос об эффективности организации  деятельности малых предприятий  и об их государственной поддержке. Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России.  

     _________________

    ¹ Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. 584-585 с.

     Между тем именно малое предпринимательство  создает основу рыночной экономики. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и государственного вмешательства может  привести к сужению этого сектора экономики, а впоследствии и к обострению проблем как экономических, так и социальных. И поэтому, я считаю, что развитие малого предпринимательства в нашей стране должно стать важнейшей частью общегосударственных социально-экономических преобразований.

     Данная  тема не могла не заинтересовать меня, так как еще до того, как я начала изучать экономическую теорию, можно было понять немалую роль развития малого бизнеса в секторе экономики. Ведь не зря государство, национальные и частные банки проводят политику по поддержанию данного типа предпринимательства.

     Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.

     Для того чтобы наиболее широко раскрыть вопросы, поставленные мною в задачах  исследования, мне пришлось проработать  материалы по этой теме, среди них: официальные документы, учебная литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, справочная литература и интернет-источники.

     Свою  работу я поделила на 3 части. В первой части я расскажу о характеристике малого бизнеса в России и о его особенностях в рыночной экономике. Во второй части я уделю внимание проблемам и возможным путям развития малого бизнеса в России. В заключительной части я рассмотрю перспективы развития малого бизнеса в России. 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  И ЕГО РОЛЬ В  ЭКОНОМИКЕ

    1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

     Для начала я хотела бы дать определение малого предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%. Частные производители – фермеры и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также относятся к категории малого бизнеса.

     В свою очередь, малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

     Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), величина активов, размер уставного капитала, объём оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Могу уточнить, что наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во многих  развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

     Средняя численность работников малого предприятия  за отчётный период определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     «В случае превышения малыми предприятиями вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли»¹.

     Все мелкие и средние предприятия можно услoвнo разделить на две группы.

     К первой группе относятся предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Они работают по контракту с крупными предприятиями, при этом оставаясь юридически самостоятельными. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями. 
 
 

  _______________

¹ 11,Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4е изд., испр. и доп. – М.: Инфра- М 2007, 201-203с.

     Ко  второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены. 

    1. Роль  малого бизнеса в  развитие экономики

     Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По тому, как развит уровень малого предпринимательства, специалисты судят о способностях и возможностях страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Россия находится на начальном этапе развития рыночных отношений. Именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на все трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

     Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах  Европейского Сообщества (ЕС), в США  и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (См. приложение Таблица №1).

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике РФ