Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 16:39, курсовая работа
Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.
Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.............................................................................................17
2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33
Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И
Орехово-Зуевский
филиал
Очное
отделение
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по предмету «Экономическая теория»
на тему
«Малый
бизнес в рыночной
экономике РФ»
Орехово-Зуево
2009г.
Содержание
Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.......................
2.1. Проблемы
развитие малого бизнеса.......................
2.2.Возможные
пути их решения.......................
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение....................
Библиография ....33
Приложения....................
Введение
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств - крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых - специфика отраслей, их технологические особенности.
Вместе с тем во многих странах мира всё большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны - крупные предприятия всё больше взаимодействуют с небольшими, используя их преимущества в тех областях, где крупным предприятиям невыгодно затрачивать свои усилия.
Следует также иметь в виду, что развитие малого предпринимательства позволяет развивать конкурентную среду, создавать новые рабочие места, лучше использовать местные сырьевые ресурсы.
Все
эти бесспорные преимущества предопределили
высокое развитие малого бизнеса
в мире. В промышленно развитых
странах Европы, Азии, Америки удельный
вес малых предприятий в
В России малое предпринимательство ещё не получило должного развития. Страна имеет множество резервов для расширения этой сферы экономики, придания ей большего размаха, большего участия в экономике страны, в обеспечении роста благосостояния населения.
Малые предприятия сегодня – это динамично развивающийся сектор любой рыночной экономики, в том числе и российской. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку растет доля конкурентной среды, создаются дополнительные рабочие места, расширяется и укрупняется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к все большему и большему пополнению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
«Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, следует отметить некоторые его черты:
Возникает
вопрос об эффективности организации
деятельности малых предприятий
и об их государственной поддержке.
Опыт управления малым бизнесом, накопленный
в странах западной Европы, в национальном
и межгосударственном масштабах еще слабо
используется в России.
_________________
¹ Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. 584-585 с.
Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и государственного вмешательства может привести к сужению этого сектора экономики, а впоследствии и к обострению проблем как экономических, так и социальных. И поэтому, я считаю, что развитие малого предпринимательства в нашей стране должно стать важнейшей частью общегосударственных социально-экономических преобразований.
Данная тема не могла не заинтересовать меня, так как еще до того, как я начала изучать экономическую теорию, можно было понять немалую роль развития малого бизнеса в секторе экономики. Ведь не зря государство, национальные и частные банки проводят политику по поддержанию данного типа предпринимательства.
Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.
Для того чтобы наиболее широко раскрыть вопросы, поставленные мною в задачах исследования, мне пришлось проработать материалы по этой теме, среди них: официальные документы, учебная литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, справочная литература и интернет-источники.
Свою
работу я поделила на 3 части. В первой
части я расскажу о характеристике малого
бизнеса в России и о его особенностях
в рыночной экономике. Во второй части
я уделю внимание проблемам и возможным
путям развития малого бизнеса в России.
В заключительной части я рассмотрю перспективы
развития малого бизнеса в России.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Для начала я хотела бы дать определение малого предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%. Частные производители – фермеры и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также относятся к категории малого бизнеса.
В свою очередь, малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), величина активов, размер уставного капитала, объём оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Могу уточнить, что наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во многих развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
Средняя численность работников малого предприятия за отчётный период определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
«В случае превышения малыми предприятиями вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли»¹.
Все мелкие и средние предприятия можно услoвнo разделить на две группы.
К
первой группе относятся
предприятия, прямо или косвенно связанные
с крупным бизнесом. Они работают по контракту
с крупными предприятиями, при этом оставаясь
юридически самостоятельными. Для этой
группы предприятий характерны: специализация
на производстве ограниченного круга
деталей и узлов (что избавляет крупные
предприятия от их производства в своих
цехах); более низкие издержки производства,
позволяющие крупному бизнесу экономить
свои ресурсы; гибкость производства,
способствующая его быстрой переналадке,
смене моделей. Наконец, в условиях нового
этапа научно-технического прогресса
предприятия малого бизнеса, с одной стороны,
функционируют как экспериментаторы для
крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие
новые товары, созданные крупными предприятиями.
_______________
¹ 11,Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4е изд., испр. и доп. – М.: Инфра- М 2007, 201-203с.
Ко
второй группе относятся предприятия
малого бизнеса, непосредственно конкурирующие
на рынке с предприятиями крупного бизнеса
и друг с другом. Предпосылками для развития
предприятий этой группы служат: способность
быстро реагировать на требования рынка
и удовлетворять возникающий спрос на
товары и услуги; существенно меньший
стартовый капитал, что позволяет свободнее
маневрировать по сравнению с более сильными
соперниками; стремление заполнить ниши,
которые по различным причинам не выгодны
крупным фирмам; и наконец, ценовая политика
крупных фирм, диктующих рынку довольно
высокие цены.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По тому, как развит уровень малого предпринимательства, специалисты судят о способностях и возможностях страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Россия находится на начальном этапе развития рыночных отношений. Именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на все трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (См. приложение Таблица №1).