Малый бизнес в рыночной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.............................................................................................17
2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33

Работа состоит из  1 файл

роль малого бизнеса в РФ!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Как видно из таблицы №1, развитие малого бизнеса в России, в сравнении с несколькими развитыми странами, отстает, и причем, существенно. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.

     К сожалению, за последние годы существенного  изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2006 г. - начало 2007 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2007 г.) — 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2007 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

     Приведенные данные позволяют сделать вывод  о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

     Условия, необходимые для  формирования малого бизнеса. Малый бизнес не может формироваться без ничего. Для этого необходимы определенные условия, а именно: экономические, социальные, правовые и другие.

     Экономические условия. К экономическим условиям относятся:

     • предложение товаров и спрос  на них;

     • виды товаров, которые могут приобрести покупатели;

     • объемы денежных средств, которые могут  быть истрачены на

     покупки;

    • избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на уровень  заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

     На  экономическую обстановку существенно влияют наличие денежных ресурсов и их доступность, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, которые необходимы предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые в свою очередь предоставляются кредитными учреждениями.

     За  всем этим следит множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка. С помощью этих организаций предприниматели могут вести коммерческие операции и устанавливать деловые взаимоотношения. К таким организациям относятся:

     •  банки, оказывающие финансовые услуги;

     •поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;

    •оптовые  и розничные продавцы, предоставляющие  услуги по доведению товаров до потребителя;

    •специализированные фирмы и учреждения, оказывающие  профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

     •агентства  по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;                                                                            

     • учебные заведения, обучающие рабочих  и специалистов-служащих;

    •прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые  и т.п.;

    •средства связи и передачи информации.

     Социальные  условия. Наряду с экономическими условиями стоят и социальные условия формирования малого бизнеса. Социальные условия отражают желание покупателя приобрести тот или иной товар, учитывая его вкусы и предпочтения. Потребности могут меняться в соответствии с модой или потребностями человека. Важную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Бесспорно они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное — на их спрос на товары. Социальные условия также влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

     От  своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение и удовольствие. Он активно участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников, включающие в себя охрану их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

     Важную  роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в разных странах и т.д.

     Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды.  Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:

    •упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;

     •защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

     •совершенствование  налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

     Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф. Котлер называет три основные причины, в силу которых появились соответствующие  законодательные акты:

     •  необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции;

     •  необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, приводить ложные сведения в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;

     • необходимость зашиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает Ф. Котлер, «предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни»¹.

     В условиях перехода к рыночным отношениям в России произвол предпринимателей нередко проявляется в очень жестких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.

     Рыночная  экономика старается  делать все возможное  в интересах всего общества и каждого человека в отдельности, но она не способна следить за экономическими и социальными процессами своевременно. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многих других актуальных проблем.

     Обо всем этом, на мой взгляд, должно заботиться государство. А именно, создавать механизм рыночного регулирования и воздействия на предпринимательскую деятельность.

     А теперь давайте рассмотрим развитие малого бизнеса в России. 

     _____________

     ¹ 7, Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. М.: АСТ, 2007, 130 с. 

     В начале своей работы я дала определение субъекта малого бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.

     Отсюда следует, что предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава предприятий и объединений, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.

     Предприятия малого бизнеса могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и  частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

     Я могу отметить, что развитие предпринимательства, не зависимо от его формы, так или иначе подводится под два условия: внутренней экономической обстановки в стране и ее регионах,  и способностей того или иного предпринимателя, иначе говоря, использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. Два условия, перечисленных мною, в большей степени, воздействуют на развитие именно малой экономики, так как она более чувствительна к условиям хозяйственной обстановки  и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

     По  состоянию на конец 1996 г. в России насчитывалось 841,7 тыс. малых предприятий. В последующие годы число таких предприятий несколько увеличивалось (1999 г. — 890,6 тыс.), затем снижалось (2000 г. — 879,3 тыс., 2001 г. — 843,0 тыс.), далее опять несколько возрастало (2002 г. — 882,3 тыс., 2003 г. — 893,0 тыс. и конец 2004 г. — 951,3 тыс.). (См. приложение Рисунок № 1).

     Визуальный  анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода:

     1. Период спада (1999 – 2001 гг.),

     2. Период подъема (2002 – 2006 гг.).

     Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что  в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема.

     Такая неустойчивая динамика снижения и роста числа малых предприятий свидетельствуют о том, что в стране еще не созданы стабильные условия для существенного роста числа малых предприятий до такой величины, которая отвечала бы потребностям экономики и была бы близка к показателям промышленно-развитых стран Европы, Азии и США.

     Рост  числа малых предприятий с 841,7 тыс. на конец 1996 г. до 953,1 тыс. на конец 2006 г. произошел главным образом за счет торговли и общественного питания (с 359,3 до 441,2 соответственно). Существенно возросло также число малых предприятий в отрасли операций с недвижимым имуществом (в 7,5 раз, с 3,9 тыс. до 30,5 тыс.), в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения (в 1,7 раза, с 14,6 тыс. до 25,7 тыс.). К предприятиям торговли и общественного питания относится почти половина (47%) малых предприятий. В ведущих отраслях экономики — промышленности и строительстве — сократились число малых предприятий и их удельный вес в общем итоге. (См. приложение Рисунок №2)

     Достаточно  серьезным недостатком можно  считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 тыс. до 20,7 тыс., или с 5,5 до 2,2%), в сфере финансов, кредита страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 тыс. до 5,6 тыс., или с 1.3 до 0,6%).

     В России множество предприятий функционируют неэффективно, и оборудование на них устарело. На основе этого нужно обновить миллионы рабочих месс; на создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100—150 долл. За счет малого бизнеса это можно сделать дешевле и быстрее.

     На  рисунке № 3 (См. приложение Рисунок № 3) представлен график численности занятых на малых предприятиях за 1999 – 2006 гг. Визуальный анализ позволяет выявить в динамике численности занятых на малых предприятиях закономерности, аналогичные динамике количества малых предприятий.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике РФ