Малый бизнес в рыночной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.............................................................................................17
2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33

Работа состоит из  1 файл

роль малого бизнеса в РФ!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Совершенно  четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что  были получены на основе данных количества малых предприятий.

     1. Период «спада» (1999 – 2001 гг.),

     2. Период подъема (2002 – 2006 гг.).

     При этом, однако, стоит отметить, что по отношению к численности занятых на малых предприятиях для периода 1999 – 2001 гг. характерен не спад, а стабильность (стагнация) с незначительными сезонными колебаниями.

     Следовательно, можно сделать вывод о характере  динамики показателей малого предпринимательства. (См. приложение Таблица № 2)

     Таким образом, несмотря на наблюдаемый ежегодный  рост количества малых предприятий  и соответствующий рост занятости  на них, необходимы дальнейшие изменения  правил хозяйственной деятельности, создающие стимулы как к экстенсивному, так и интенсивному развитию малого предпринимательства.

     Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малый  бизнес как форма организации  общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в пользу не только для экономики страны, но и для каждого гражданина. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

     ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

    1. Проблемы развития малого бизнеса в России

     При переходе к рыночной экономике у России возникло много неразрешимых проблем. Нужно было что-то предпринимать для решения этих проблем. Прежде всего, необходимо было определить права собственности и решить, кому будет разрешено владеть и управлять предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом и с помощью какого механизма, и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала. И не менее важно банковскую, финансовую и валютную системы. Непременно надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости фирм и объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

     Также, требовалось подобрать и обучить менеджеров, которые способны работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу как у себя в стране, так и на мировом рынке, добиться признания населением новых правил игры.

     Перед государством стояли нелегкие задачи: выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования; найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация неэффективных предприятий порождает систему неэффективных частных монополий.

     Следовало разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

     Наконец, я могу отметить то, что необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем.

     Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств
  • трудности с получением банковских кредитов
  • усиление давления криминальных структур
  • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

     Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила перед собой цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

     Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

     В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.

     В регионах действуют свои контрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственными служащими в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные — привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая их деятельность.

     Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта.

     По данным журнала «Эксперт», доля теневой заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России. Называются три главные причины такого положения:

  • сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего, единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия
  • недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения
  • боязнь криминальных структур.

     По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

      1) высокий уровень налогообложения;

      2) недоступность кредитных ресурсов;

      3) административные барьеры.

     Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выступает недоступность финансовых ресурсов. По некоторым данным свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

     Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

     Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования (См. приложение Таблица № 3).

     Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов — машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.

     В то же время в пассивную часть основных фондов — здания и сооружения, эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.

     Между тем, удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает (См. приложение Таблица № 4).

     Как видно из таблицы, если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997 - 5,4%, 1998 - 4,7%, то в 2000 г. он упал до 2,6% и лишь в 2006 г. составил 3,7%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10—12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные фирмы.

     Требуется тщательно выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.

     Следует создавать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

     Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

     В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п.

     Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

     Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

     Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

     Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а тем более по отношению к предпринимателям.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике РФ