Малый бизнес в рыночной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение. ......3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения.............................................................................................17
2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33

Работа состоит из  1 файл

роль малого бизнеса в РФ!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Остается  еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса  в стране. Главная из них —  покупка и аренда помещений и  земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 (!) раз. «С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов»¹. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.

     В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает таблица №5. (См. приложение Таблица № 5)

     Все это свидетельствует о том, что предстоит большая работа по преодолению трудностей и решению проблем развития малого предпринимательства в России. 

     2.2. Возможные пути решения проблем.

     К настоящему времени в России сделаны только первые шаги в правовом и оргaнизaционном обеспечении фoрмирoвания малoго предпринимaтельства в качестве осoбoго сектoра экономики Рocсии. Нет системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки.  
 

     ______________

    ¹  19, Борисов С. Коррупционные издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии // Коммерсант. 2005. 28 сентября. С.20. 
     

     Для успешного развития малых предприятий  в стране необходимо эффективное  взаимодействие различных общественных и государственных структур, которые будут способствовать созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, участвовать в разработке законов, регулирующих деятельность малых предприятий, и механизмов их действия. Решение многих проблем малых предприятий находится в непосредственной зависимости от государственной власти и связано с преобразованием экономических условий, оздоровлением финансовой ситуации, обеспечением реальных и равных прав для всех субъектов хозяйственной деятельности, развитием рыночной инфраструктуры и обеспечением действенности правовых реформ. Реализация этих преобразований может быть осуществлена только при активном взаимодействии общественных объединений с властными органами.

     Основными источниками собственных финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п. Инфляция, уровень налогообложения подрывают значение внешних источников финансирования. Важнейшим источником самофинансирования может явиться изменение налогообложения малого бизнеса, так как снижение налогов непосредственно приведёт к увеличению прибыльности малого бизнеса, его рентабельности, создаст реальную материальную базу для роста инвестиций.

     Успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы, как по линии руководитель - работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит успех фирмы. Если руководителю удастся сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс перевоплотить живой труд в фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, т.к. организационная структура фирмы простая. Это позволяет найти индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Это могут быть как угроза лишиться работы, так и постоянного заработка, а также возможности самореализации. Предприятие будет гораздо устойчивее, если материальную заинтересованность сочетать с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РОССИИ.

     Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет серьезные перспективы дальнейшего развития.

     Прежде всего следует «уберегать» малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

     Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

     На мой взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

     Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

     Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

     Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 9 млн. человек, или чуть более 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует 1032 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 750 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

     Работники предприятий этой сферы нередко не знают и не используют свои права. Среднее число проверок всех видов на одном предприятии сократилось на 20-30%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

     Примерно на 40% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что, несомненно, упростило жизнь мелкого и среднего предпринимателя, вместе с тем 80% всех выданных лицензий обходятся предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 70% всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выдаются на срок меньше предписанных законом пяти лет.

     В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в Законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

     Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России. Среди этих мер:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности
  • упрощенный порядок составления малыми и средними предприятиями статистической отчетности
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество
  • обеспечение финансовой поддержки этих субъектов;
  • развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства и др.

     Большой оптимизм вселяет повышенное внимание к развитию малого предпринимательства со стороны государства, наблюдаемое в последнее время. Так, в «плане Путина-2020», озвученном на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 года, было отмечено, что «государство должно активно содействовать людям в смене профессии. В трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым  

бизнесом. Пока им заниматься крайне сложно»¹.

     Первым крупным шагом президента России Д. А Медведева стало обсуждение на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта 2008 года вопроса о развитии малого бизнеса в России. В выступлении Д. А. Медведева было отмечено, что «малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%». Но для этого в первую очередь надо устранить административные барьеры.

     Отмечалось, что сегодня около 30 органов на федеральном уровне осуществляет контроль за работой малого бизнеса по 45 направлениям, проявляя при этом давление на предпринимателей. На заседании подчеркивалось, что сегодня 43% предпринимателей на открытие собственного дела вынуждены занимать средства у родственников или у друзей. В то же время получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.

     Дмитрий Медведев призвал малые предприятия активнее включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности.

     Д. А. Медведев предложил установить уведомительный порядок открытия малых предприятий, заменить лицензирование отдельных видов деятельности в малом бизнесе обязательным страхованием ответственности, сократить перечень сертифицированной продукции и ввести систему декларирования товаров самими производителями.

     Важно также отметить, что, по мнению Д. А. Медведева, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику. 
 

     _________________

     ¹ Программа правительства Москвы на 2008 год. // Моск. правда. – 2008. – 16 января.  – №7. – С. 3-4; Российская газета. – 2008. – 22 января. – №:11 – С.11; №:12. – С.11; №:13. – С.10; №:17. – С.11. 

     В результате в правительство направлен комплексный план поддержки малого бизнеса, в котором содержится 51 предложение по важнейшим направлениям его деятельности.

     Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы 
число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4—1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 1,8—2,2 трлн. рублей. Таким образом, занимая 12,5% в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

 

     Заключение

     Итак, в ходе проделанной мною работы я  выяснила понятие малого бизнеса, его роль в рыночной экономике, рассмотрела его плюсы и минусы, основные проблемы и пути их решения. Также я рассмотрела перспективы развития малого бизнеса и его поддержку на государственном уровне.

     Малый бизнес выступает как важная составляющая хозяйственной структуры, без которой  невозможно эффективное функционирование экономики, обеспечение ее международной конкурентоспособности. Небольшие фирмы обеспечивают необходимую подвижность производства, не дают постоянно появляющимся новым зонам спроса, часто самых узких групп потребителей, остаться незакрытыми. На мой взгляд, именно малым фирмам принадлежит ведущая роль в удовлетворении локального спроса, то есть специфических потребностей тех или иных слоев покупателей в определенном городе, городском районе, сельской местности. Наличие широкого слоя небольших фирм выступает своего рода залогом отсутствия дефицита каких бы то ни было товаров и услуг, в которых существует общественная потребность. Малый бизнес позволяет увеличить занятость, уменьшает дифференциацию доходов в обществе, особенно, на мой взгляд, это важно для России, ведь в нашей стране огромная пропасть между богатыми и бедными.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике РФ