Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39

Работа состоит из  1 файл

готовая Курсовая по эк теория.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Экономическое  содержание понятия малый бизнес……………….....5

1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5

1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8

1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9

Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14

2.1. Этапы развития  малого бизнеса в России………………………………....14

2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18

2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25

Глава 3. Государственная  поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28

3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28

3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список используемой литературы………………………………………...……37

Приложения………………………………………………………………….......39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.            В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

     Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

     Анализ  экономической литературы и фактических  статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

     Целью данной курсовой работы является исследование  малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические основы малого предпринимательства;

-проанализировать современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в России;

-рассмотреть направления развития малого предпринимательства в России.

  Объектом исследования послужило малое предпринимательство в России. Источниками информаций для работы явились специальная справочная литература по исследуемой проблеме, нормативно-правовые акты, статистические данные,  научно-периодическая литература.

     В работе использовались монографический, аналитический, абстрактно-логический методы.

     Курсовая  работа изложена на   листах машинописного  текста, содержит три главы, введение, выводы и предложения, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 1.Экономическое содержание понятия малый бизнес               1.1.Сущность и признаки малого бизнеса

        Как следует из самого определения,  «малое предпринимательство» - это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной  экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятие  относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
  • величина активов.

      Однако  почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  • оборот не более 2 300 000 фунтов;
  • активы не более 1 500 000 фунтов;
  • средняя численность занятых - до 50 человек.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

     В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:

  • стадии роста (начальная, выживание, рост);
  • отраслевая принадлежность;
  • географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);
  • специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);
  • типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др.).

     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

  • в промышленности - 100 чел.;
  • в строительстве - 100 чел.;
  • на транспорте - 100 чел.;
  • в сельском хозяйстве - 60 чел.;
  • в научно-технической сфере - 60 чел.;
  • в оптовой торговле - 50 чел.;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном  Законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под  субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     В соответствии с законодательством  средняя за отчетный период численность  работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. 
 
 

     1.2.Правовые  основы малого бизнеса.        Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

    В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

    А в июне 1995 г. был принят  федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший  общие положения поддержки малых  предприятий, формы и методы  государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и  развитию малого предпринимательства.  В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

    В ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

   В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

    Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет  особых приоритетов для малого  и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

   Кстати на реформу налогообложения  и рост частного предпринимательства  в России, Агентство США по  международному развитию затратило  в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов  – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.               1.3.Роль малого бизнеса в рыночной экономике

     В принятых в Российской Федерации  законодательных и нормативных  актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства  является одним из направлений экономической  реформы, способствующих развитию конкуренций, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.

Информация о работе Малый бизнес