Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическое
содержание понятия малый бизнес………………....
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития
малого бизнеса в России…………………
2.2. Современное
состояние малого бизнеса в современной
экономике России………………………………………………………………
2.3. Основные проблемы
функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………
Глава 3. Государственная
поддержка и перспективы развития малого
бизнеса в России……………………………………………………..……
3.1.Государственные
программы по поддержке малого бизнеса…………………………...…………………………
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………...……
Приложения……………………………………………………
Введение. В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы малого предпринимательства;
-проанализировать современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в России;
-рассмотреть направления развития малого предпринимательства в России.
Объектом исследования послужило малое предпринимательство в России. Источниками информаций для работы явились специальная справочная литература по исследуемой проблеме, нормативно-правовые акты, статистические данные, научно-периодическая литература.
В работе использовались монографический, аналитический, абстрактно-логический методы.
Курсовая
работа изложена на листах машинописного
текста, содержит три главы, введение,
выводы и предложения, список использованной
литературы.
Глава 1.Экономическое содержание понятия
малый бизнес 1.1.
Как следует из самого
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.
В
Швеции к малым и средним предприятиям
относятся предприятия с
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
В Федеральном
Законе РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
В
соответствии с законодательством
средняя за отчетный период численность
работающих малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в том
числе работающих по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также
работников представительств, филиалов
и других подразделений указанного юридического
лица.
1.2.Правовые основы малого бизнеса. Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом
А в июне 1995 г. был принят
федеральный закон “О
Указом Президента РФ в июне
1995 г. был образован
В ней были определены
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Остается надеяться, что
Кстати на реформу
В принятых в Российской Федерации законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренций, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.