Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39

Работа состоит из  1 файл

готовая Курсовая по эк теория.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     В Калуге стартовал пилотный проект поддержки  молодежного предпринимательства в рамках программы "Молодежный бизнес России". На круглом столе, проведенном Международным форумом лидеров бизнеса при поддержке Калужской городской думы, была представлена модель оказания помощи молодым людям, которые желают начать свое дело и обладают соответствующими способностями, но не имеют опыта ведения бизнеса и поддержки.

     Об  опыте реализации проекта в различных  странах мира рассказал директор Международной программы поддержки  молодежного бизнеса (YBI) Эндрю Девенпорт. По его словам, для большинства инициативных молодых людей, не имеющих поддержки со стороны семьи или друзей, работа на себя представляется неосуществимой мечтой. Участие в проекте предоставит им возможность реализовать свои идеи. Ссылаясь на данные исследований YBI, Э. Девенпорт заявил, что "каждый второй молодой предприниматель, принявший участие в программе, создает как минимум пять рабочих мест".

     Под эгидой Международного форума лидеров  бизнеса и Фонда принца Уэльского Prince"s Trust программа YBI существует в 39 странах мира: от Китая до Шотландии, от Бразилии до Кении. В России проект реализуется Российским партнерством по развитию ответственного бизнеса совместно с банком АБН АМРО и международной организацией по борьбе с бедностью Оксфам.

     Калуга  стала пилотным регионом, так как в городе накоплен значительный потенциал и создана инфраструктура, способствующая решению задачи развития малого бизнеса. По словам руководителя российского филиала Международного форума лидеров бизнеса Анны Зеленцовой, отличие представленного проекта состоится в том, что кредиты будут выдаваться именно на старт бизнеса.

     Проценты  будут ниже банковских, что позволит начинающим предпринимателям воплотить  свои бизнес-идеи в жизнь. Этому будут  способствовать индивидуальное наставничество опытных бизнесменов, консультации, тренинги, семинары по маркетингу, бухучету, составлению бизнес-плана. 

     3.2. Перспективы развития малого бизнеса

     По  основным наблюдаемым Росстатом  индикаторам развития малого бизнеса  показатели первой половины 2009 г. существенно  уступают характеристикам аналогичного периода 2008 г.

     Однако  сравнительный анализ результатов  деятельности малых предприятий  за первое полугодие 2009 г. указывает  на приостановку свертывания объемов  оборота и инвестиций в основной капитал во II квартале 2009 г. по сравнению с предыдущим периодом как в территориальном разрезе, так и по видам экономической деятельности. Это дало основание для оптимистической оценки перспектив развития малого и среднего бизнеса в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов, представленном Минэкономразвития РФ.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  включено в перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. Основными целями реализации проекта являются: 1) увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике; 2) формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

     Целевые индикаторы проекта на период 2009–2012 гг. предусматривают:

увеличение  доли занятых на малых и средних  компаниях по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза (до 28%),

повышение доли выпуска малых и средних  компаний в ВВП в 1,5 раза (до 1/3 ВВП),

рост  числа малых и средних компаний на 1 тыс. человек на 15% (до 11,4 компаний),

увеличение  доли оборота малых и средних  предприятий неторговой сферы на 50% от общего оборота данного сектора  экономики.

     Рост  числа субъектов малого и среднего предпринимательства тесно связан с разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства, популяризацией идей предпринимательства и развитием интереса населения к самостоятельной деятельности. По прогнозным оценкам, к 2012 г. Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело (10%), что превысит существующий уровень в 4 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

     В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

     Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

     Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и  гарантом их необратимости может  служить только многочисленный средний  класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

     Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. ФЗ от 12.05.95г. №88-ФЗ  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»( в ред. от 02.02.2006 №19-ФЗ)

2. ФЗ от 24.07.07г.  №209-ФЗ «О поддержке малого  и среднего предпринимательства  в РФ»

3.Баликоев В.З.Общая  экономическая теория. Учебное пособие. – М. «Изд – во ПРИОР», Новосибирск: ООО «Изд – во ЮКЭА», 2000. – 528 с.

4.Борисов Е.Ф.  Экономическая теория: Учеб. Пособие  – 2-е изд., перераб. И доп.  – М.: Юрайт – М, 2005.- 384 с.

5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб: Изд – во «Питер»,2002. – 256 с.

6.Гукасьян Г.М.  Экономическая теория: ключевые  вопросы: Учебное пособие / под ред. А.И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 112 с.

7.Емцов Р.Г., Лукин  М.Ю. Микроэкономика:  Учебник  2-е изд. – МГУ им. М.В.Ломоносова. Изд – во «Дело и сервис»,2006. – 320 с.

8.Казаков А.П., Минаев Н.В. Экономика. Учебный  курс по основам экономической  теории. 4-е изд. доп. и испр. – М.: ООО «ГНОМ - ПРЕСС», 2006 –  320 с.

9.Козырев В.М.  Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 432 с.

10. Макконел К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы  и политика. М.: Республика,2007.

11.Носов С.С.  Экономическая теория: Учебник для  вузов. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2004. – 520 с.

12.Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики. Учебник для  вузов. – М.: Изд. Группа НОРМА  – ИНФРА – М, 2005. – 573 с.

13.Современная  экономика. Лекционный курс. Многоуровневое  учебное пособие. – Ростов  – на – Дону: Изд – во  «Феникс», 2006 – 544 с.

14.Экономическая теория: Учебник / под общей ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Е.Н. Журавкова – М.: ИНФРА – М, 2007. – 714 с.

15.Экономическая  теория: Учебник для студ. высш. уч. зав. / под. ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.

16.Еваленко М.  Региональное преломление общих  проблем развития малого предпринимательства  в России // РЭЖ. 2005. - №8.

17.Новиков В., Шереги  Ф. Малое предпринимательство  и банки: пути расходятся // РЭЖ. – 2007. - №8.

18.Чепуренко А.Ю. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2007. - №4.

19.Южин М. Становление  системы поддержки малого предпринимательства  в России // РЭЖ. – 2007. - №5.

20.Яков Т. Малое  промышленное предпринимательство: о реальных инвестициях // РЭЖ. – 2008. №7.

21. http://www.kreditbusiness.ru

22. http://credit.ru/publication/show/id/3802 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Количество  зарегистрированных малых предприятий 
по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2010 г

Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1
единиц прирост / сокращение за период

01.07.2009-01.07.2010

в % от

среднего 
по РФ

РФ 154,7 -5,7 100,0
Центральный ФО 184,0 -13,0 118,9
Северо-Западный ФО 230,5 -1,0 148,9
Южный ФО 129,9 -26,2 84,0
Северо-Кавказский ФО 62,5 -3,1 40,4
Приволжский ФО 157,6 1,5 101,8
Уральский ФО 116,5 -12,7 75,3
Сибирский ФО 128,0 -3,0 82,7
Дальневосточный ФО 154,2 6,0 99,7
 

ПРИЛОЖЕНИ 2

Распределение регионов по группам с различной динамикой 
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей 
за период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей Количество  регионов
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) 0
Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.) 6
Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.) 31
Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.) 43
Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.) 2
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Среднесписочная численность работников малых предприятий

Федеральные  округа Среднесписочная численность работников МП Доля  занятых на МП в общей среднесписочной 
численности занятых
тыс. чел. в % к 
январю-июню 2009 г.
% изменение 
относительно 
января-июня 2009 г., 
п.п.
РФ 5578,2 96,7 12,0 -0,10
Центральный ФО 1576,0 95,2 11,8 -0,27
Северо-Западный ФО 691,0 102,5 13,7 0,62
Южный ФО 499,2 88,3 13,0 -1,33
Северо-Кавказский ФО 153,8 92,6 9,3 -0,59
Приволжский ФО 1257,3 96,4 12,8 0,02
Уральский ФО 401,4 86,1 9,0 -1,32
Сибирский ФО 725,5 98,5 12,0 0,07
Дальневосточный ФО 274,1 101,8 12,4 0,37

Информация о работе Малый бизнес