Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39
Субъекты малого
Собственники малых
В тоже время субъектам малого
бизнеса свойственны и
Конечно недостатки и неудачи
субъектов малого бизнеса
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связанно с неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.
Шансы фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.
На
неудачах малого бизнеса сказывается
невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких
В настоящее время даже в странах с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли малых предприятий, хотя их устойчивость относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических и социальных задач.
Как правило, развитие малого бизнеса является условием решением
следующих проблем:
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.
Во-первых,
сложная экономическая
Во-вторых,
низкий уровень организационно-
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое связывает предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей – продаж.
В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ для регулирования развития бизнеса на региональном уровне.
В-пятых, слабость государственной поддержки малого бизнеса.
Сложившаяся
экономическая ситуация негативно
воздействует на малый бизнес по всем
направлениям. Уровень инфляции и
рост цен на все факторы производства
ставят многие малые предприятия на грань
банкротства.
Глава
2. Развитие малого бизнеса в России
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России
Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.
1. 26 августа 1988 года из закона СССР «О кооперации в СССР» Созданы привилегированные условия для оной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия: Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.
2. 6 июня 1988 год из Положения об организации деятельности малых предприятий (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределения хозрасчетного дохода. Последствия - началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.
3. 4 июня 1990 год Закон СССР «О предприятии в СССР» Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности. Последствия - Рост предприятий различных форм собственности.
4. 8 июля 1990 год Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.Последствие - Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетаний.
5. 18 июня 1991 год Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Последствие - Развитие малого бизнеса в стране.
6. 27 декабря 1991 год Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Определены дополнительные льготы для малых предприятий. Последствия - Усилена государственная поддержка малого бизнеса.
7. 11 мая 1993 год Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». Государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства. Последствия - эффективность работы малых предприятий.
8. 12 мая 1995 год Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Последствие - развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства.
9. 8 декабря 1995 год Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия». Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Последствие - Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране.
10. 24 июля 2007 год Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так фирма на которой занято не менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определенным законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн.рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн.рублей – к малым, и более 400млн. рублей – к средним предприятиям.
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
В
соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержки
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80 – 90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное на частной и смешанной (частной и государственной) форме собственности.
Нередко местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых,