Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39

Работа состоит из  1 файл

готовая Курсовая по эк теория.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

          Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса указывает на следующие его преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого бизнеса;
  • гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи,         проявить свои способности;
  • более низкая потребность в капитале и д.р.

         Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень желаний в достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимает доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

          В тоже время субъектам малого  бизнеса свойственны и определенные  недостатки, среди которых следует  выделить самые существенные:

  • Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • Зависимость от крупных компаний;
  • Недостатки в управлении делом;
  • Слабая компетентность руководителей;
  • Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • Трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и д.р.;

          Конечно недостатки и неудачи  субъектов малого бизнеса связанны  как с внутренними, так и  с внешними причинами, а так  же с условиями формирования.

      Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связанно с неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

      Шансы фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев.

      На  неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На продолжительность функционирования фирмы оказывают влияние и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей её сохранения в кризисные периоды.

      В настоящее время даже в странах  с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли малых предприятий, хотя их устойчивость относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических и социальных задач.

      Как правило, развитие малого бизнеса является условием решением

следующих проблем:

  • Формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • Повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качеств товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • Содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
  • Привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • Способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;
  • Формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • Активация научно-технического процесса;
  • Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • Освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды  и выкупа.

    Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.

    Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

    Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и государственном секторе.

    В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое связывает  предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей – продаж.

    В-четвертых, необработанность организационных  и правовых основ для регулирования развития бизнеса на региональном уровне.

    В-пятых, слабость государственной поддержки  малого бизнеса.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Развитие малого бизнеса в России 

     2.1. Этапы развития малого бизнеса в России

      Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

       1. 26 августа 1988 года из закона СССР «О кооперации в СССР» Созданы привилегированные условия для оной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия: Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.

      2. 6 июня 1988 год из Положения об организации деятельности малых предприятий (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределения хозрасчетного дохода. Последствия - началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.

      3. 4 июня 1990 год Закон СССР «О предприятии в СССР» Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности. Последствия - Рост предприятий различных форм собственности.

      4. 8 июля 1990 год Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.Последствие -  Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетаний.

      5. 18 июня 1991 год Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Последствие - Развитие малого бизнеса в стране.

      6. 27 декабря 1991 год Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Определены дополнительные льготы для малых предприятий. Последствия - Усилена государственная поддержка малого бизнеса.

      7. 11 мая 1993 год Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». Государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства. Последствия -  эффективность работы малых предприятий.

      8. 12 мая 1995 год Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Последствие -  развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства.

      9. 8 декабря 1995 год Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия». Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Последствие - Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране.   

      10. 24 июля 2007 год  Федеральный закон  209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так фирма на которой занято не менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определенным законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн.рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн.рублей – к малым, и более 400млн. рублей – к средним предприятиям.

     Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.

     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, научно – технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения – 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Содержание  учредительных документов малых  предприятий выявило ряд их особенностей. В 80 – 90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное на частной и смешанной (частной и государственной) форме собственности.

     Нередко местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно  с другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

     В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации национального  хозяйства страны. Здесь предусмотрено  как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

    • выделение самостоятельных  производственно-хозяйственных блоков;
    • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
    • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

      Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во-первых,

Информация о работе Малый бизнес